Календарь

Октябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Воронеж. Цирк им.С.М.Буденного

19:10, 25.05.2016  s16_n425

Оригинал взят у s16_n425 в Воронеж. Цирк им.С.М.Буденного



Цирк располагался вот здесь

Это же место во время войны, на переднем плане остатки цирка.






Посмотрим, каким он был:














































Историческая справка:

22 июня 1929 года Воронеж обзавёлся новым зданием стационарного цирка, которое возвели за рекордно короткий срок – за 34 дня

Постройка обошлась государству в 100 тысяч рублей. Цирку дали имя героя Гражданской войны и будущего Маршала Советского Союза Семёна Михайловича Будённого. Можно предположить, что, присваивая имя военачальника учреждению культуры, местное начальство руководствовалось двумя причинами (чтобы хоть как-то притянуть Будённого к цирку): во-первых, конница Будённого освобождала Воронеж в октябре 1919 года от белогвардейцев; во-вторых, Семён Михайлович очень любил конный спорт и цирковое искусство.

Виктор Силин

Первые месяцы на представлениях аншлаг следовал за аншлагом. «Главная особенность нового цирка, - сообщала областная газета «Коммуна», - отсутствие традиционной галёрки. Все места в цирке – сидячие и пронумерованные.

Вторая особенность – обширные обслуживающие площади: вестибюль, фойе, буфет, артистические уборные, конюшни. Особые комнаты выделены для месткома и под красный уголок.

Всем этим большим хозяйством управляет директор цирка Роман Сергеевич Гамсахурдия».

На торжественное открытие ожидали заместителя директора Центрального управления государственными цирками Александра Морисовича Данкмана (директором он стал в 1949 году). По каким-то причинам он не приехал.

О Гамсахурдии и о Данкмане следует сказать хотя бы несколько слов, ибо оба они были по-настоящему преданные цирку люди , как сказали бы в то время, подлинные организаторы творческого процесса.

Роман Сергеевич начинал администратором в Баку в труппе итальянца Безано, который с 1880 года постоянно жил в России. А позднее – с 1917 года – судьба свела Гамсахурдия с представителем другой очень известной итальянской цирковой династии – Александром Чинизелли, наездником и дрессировщиком, который в ту пору был директором Варшавского цирка. Уже в советское время Гамсахурдия принимал участие в строительстве новых цирковых зданий в Казани, Свердловске, Иваново и в Воронеже.

А вот Александр Морисович Данкман, хотя ещё до Октябрьской революции окончил юридический факультет Московского университета, но с первых же дней своей карьеры оказался связан с цирком. В актёрской среде он пользовался уважением не только потому, что был классным администратором и руководителем, но ещё и потому, что со знанием дела писал о цирковом искусстве. Его статьи на протяжении многих лет появлялись в журнале «Цирк и эстрада».

И года не проработал Роман Сергеевич Гамсахурдия директором Воронежского цирка (новый руководитель приехал уже во второй половине сезона), а его перевели на ту же самую должность в Тбилиси. Дело в том, что в столице Грузии затевали масштабный проект – строительство нового здания цирка и для его реализации требовались проверенные кадры. Поэтому без Гамсахурдия было никак не обойтись.

Первые итоги деятельности Воронежского цирка - творческие и экономические – подводили без его первого директора. Пост же директора занял товарищ по фамилии Миловидов.

Воронежцы на представления в новое здание шли с большим желанием. Конечно, хотелось само здание посмотреть, как там внутри, как проведена отделка помещений, какие кресла (жёсткие, по типу венских, но удобные), заглянуть в буфет…Кстати, самые дорогие билеты были в первом ряду и за место приходилось отдавать 1 рубль 75 копеек, а самое дешевое стоило 20 копеек. За сезон на цирковых представлениях побывали свыше 196 тысяч человек, а в предыдущем же, в цирке Шапито, - лишь 158 тысяч зрителей. Наблюдался явный прогресс посещаемости.

Да и представлений состоялось больше, чем планировалось: 123 против плановых 84.

И вот 25 июля 1930 года в помещении, отданному под красный уголок, собралась конференция так называемого организованного рабочего зрителя. На неё пришли представители воронежских заводов, горсовета, газет «Коммуна» и «Молодой коммунар», областные руководители культуры.

Но уже в первой фразе, прозвучавшей на конференции, представитель артистического сообщества товарищ Эдвинов выразил неудовольствие: «Наличие такого незначительного количества делегатов, собравшихся сегодня на нашу конференцию, очень ярко свидетельствует о том бездумном и совершенно безразличном отношении к цирку… Да и среди тех, кто пришёл, есть такие, кто, к сожалению, используют свой активный приход в цирк за тем, чтобы посмотреть программу, а не за тем, чтобы принять участие в улучшении работы творческого коллектива».

Собственно, разговор на конференции и предполагалось вести о том, как поставить работу, чтобы зритель валом повалил на представления.

Здесь и руководители творческого коллектива, и артисты возлагали большие надежды на помощь со стороны профсоюзных организаций и местных комитетов предприятий. Как сказал всё тот же Эдвинов, «мы созвали сюда актив для того, чтобы приблизить себя к общественности и к массам».

Из общего числа побывавших за год на представлениях – дневных и вечерних, - а это, как уже упоминалось, 196 тысяч человек, так называемого организованного зрителя оказалось чуть более 82 тысяч, а неорганизованного, то есть купившего билеты непосредственно в кассе цирка, – 114 тысяч воронежцев и гостей областного центра. Так вот руководство цирка и артисты как раз и были не удовлетворены тем, что организованный рабочий зритель оказался в меньшинстве.

Далее на конференции Эдвинов заметил: «Для привлечения организованного зрителя мы попытались проводить целевые представления. Но система эта себя не оправдала. Получилось, что возьмёт завод, скажет, у нас 700 билетов, а накануне представления возвращает 650 и этим самым срывалась вся работа. Тогда мы ввели систему талонов. С талонами, стоящими 20 копеек, рабочий зритель приходил в цирк и получал в кассе билет. Таким образом было распределено 45 тысяч билетов и, почти все их мы распространяли сами. К нам приходили рабочие и требовали талоны, а они, оказывается, без движения лежали в столе или портфеле председателя фабзавкома. К большим недочётам следует отнести совершенное отсутствие культпоходов. Это как раз то, к чему мы должны идти. Культурный поход – это когда предприятия всем своим составом отправляются в цирк.

В начале сезона мы сделали два выезда на заводы. Привлекли к этой работе и драматический театр. Потом наблюдался упадок в данном деле. И только в последнее время выезды на предприятие начинают приобретать более системный характер. Уже сделано десять выездов на заводы и обслужено 15 тысяч тружеников. Помимо этого, в цирке бесплатно посмотрели представление 15 тысяч красноармейцев, дано два шефских спектакля, приняли участие в культурном обслуживании работников потребительской кооперации в день их профессионального праздника. Наши артисты участвовали в программе по содействию уборочной сельскохозяйственной кампании: на утреннике побывало 1300 детей и 300 человек взрослых. Весь сбор в сумме 357 рублей передан на нужды уборочной кампании».

Вы думаете, что крылатый лозунг «Догнать и перегнать Америку!», прозвучавший в конце 50-х на весь ССС Р, принадлежит Первому секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущёву? Ошибаетесь. Нечто подобное, но применительно к цирковому искусству было озвучено все на той же воронежской конференции организованного рабочего зрителя из уст всё того же Эдвинова почти на тридцать лет раньше: «Наши артисты работают под лозунгом – «Догнать и перегнать иностранный цирк».

Дело здесь не столько в политических амбициях, сколько в прозе жизни. «Сейчас взята нами твёрдая установка на советского циркача, - слышалось с трибуны конференции. - Если ещё в прошлом году мы имели подавляющий процент заграничных номеров, то в этом мы от такого правила отказались. Во-первых, наш советский цирк очень вырос, много мы позаимствовали из техники зарубежных артистов. Во-вторых, нам никак не с руки платить за номера, привезённые из-за границы. Нам самим нужна валюта на машины, на трактора, на строительство заводов и фабрик».

Что ж, явно просматривалось правильное понимание текущего момента. Политически подкованным был у нас артистический состав.

Но, правда, до конца отказываться от зарубежных приглашённых звёзд не стали, да и не смогли. Всё-таки в менталитете отечественного зрителя ещё сильна была уверенность в том, что итальянцы, немцы и австрийцы нас на арене «за пояс заткнут». Поэтому решено было, чтобы повысить зрительский интерес, включать в афишу звучные иностранные имена и фамилии. Но пойди там разбери, кто на самом деле скрывается за иностранной фамилией: укротитель бенгальских тигров Тальман, велосипедисты-эксцентрики Нароу, канатоходцы Рельмут, воздушный гимнаст Требиллис...

Нашли же возможность приглашать иностранцев за счёт взаимообмена («натурооплата» получалась): мы им бесплатно зверей поставляли для дрессировки, а они ехали к нам с отработкой со своими аттракционами.

(Окончание следует)

Источник: газета «Коммуна» № 134 (26156), 13.09.2013г.




Не нравится
Нравится
источник: http://voronezh.livejournal.com/895368.html     рейтинг: 0  

Городской Блог