Британский премьер-министр Дэвид Кемерон не так давно призвал страны ЕС «фундаментальным образом изменить свой подход к России».
При этом он сам понимает, что введение санкций ударит не только по нашей стране, но и по Великобритании в первую очередь: «Конечно, некоторые санкции небезболезненны для любого из нас, Россия имеет большие деловые связи с Европой, что выгодно всем нам. Российские инвесторы вносят значительный вклад в нашу экономику, а российский газ является важным источником энергии для многих, особенно тех, кто не имеет источников атомной энергии. Поэтому причинение экономического ущерба России станет в какой-то степени болезненным и для наших экономик.»
В частности, компания Unilever (Великобритания, Лондон), товары которой популярны среди россиян, в случае приостановления связей с Россией рискует потерять миллиарды долларов и огромное количество рабочих мест.
Ряд введенных санкций ударил по российским банкам, инвестиционным проектам, финансируемым Всемирным банком, а так же по первому российскому лоукостеру «Добролет».
А теперь давайте представим, что останется на полке, если американские и европейские компании перестанут работать с Россией совсем.
Вот обычная молочная полка одно из сетевых магазинов Волгограда.
Половину полки занимает продукция торговых марок «Чудо», «Растишка», «Здрайверы», «Кубанская буренка», «БиоБаланс» и «Мажитель». Все эти торговые марки принадлежат компании «Вимм-Билль-Данн», конечным бенефециаром и собственником которой является компания «Pepsico» (США, Пёрчейз, штат Нью-Йорк).
Вторую половину полки занимает продукция марок «Простоквашино», «Даниссимо», «Активия» и «Тема», которые принадлежат компании «Юнимилк», конечный бенефециар-собственник - компания «Danone» (Франция, Париж).
Вот так будет выглядеть полка, если убрать продукцию евро-компаний:
По аналогии можно представить не только молочную продукцию, а бытовую химию, например.
Кондитерские изделия
Детское питание
Подгузники
Корма для животных
И многое другое...
Применение подобных санкций, конечно, коснется российских потребителей, но если мы найдем импортозамещение, то вполне сможем обеспечить себя товарами народного потребления и продуктами питания, в частности российские производители молочных продуктов на это способны.
Что касается электроники и бытовой техники, то здесь российский потребитель ориентирован в первую очередь на страны востока, а не на европейских производителей.
В большей же степени от вводимых санкций пострадают компании-производители продуктов, которые приведены в посте - потеря рынка сбыта на 143,5 миллиона человек грозит не только спадом объемов продаж, но и сокращением рабочих мест на европейских заводах и фабриках в первую очередь.
Россия же сейчас рассматривает варианты «ответных шагов», которые и санкциями то назвать сложно, это скорее обоснованные претензии российских ведомств к качеству некоторых европейских товаров.
В любом случае, в этой «санкционной игре» Европа рискует потерять гораздо больше, чем сможет выиграть. В одной только Германии на кону стоят порядка 25 тысяч рабочих мест и сотни предприятий, ориентированных на экспорт в Россию.
Полный разрыв отношений с Европой грозит России лишь упрочнением отношений с Китаем, а так же внутренними реформами и перестроением геополитической обстановки, тогда как сама Европа рискует потерять все, играя «ва-банк».