Местные исполнители мне были прекрасно знакомы, о немецких же слышал впервые. Меня это чрезвычайно заинтересовало, и я даже выехал пораньше, но как выяснилось, недооценил масштаб мероприятия - вся набережная была перекрыта. А учитывая еще и пожар в центре города, движение было парализовано. В итоге ехал я не 15 минут, как обычно, а полтора часа. Следовательно, выступление
BlOfish пропустил чуть менее, чем полностью. Но то что слышал, было достаточно авангардно, но что-то более вменяемое рассказать о них я не могу.
Волга-Мануш-бэнд не сильно меня заинтересовали, ибо я не поклонник джипси-джаза, прямо скажем, а потому я решил осмотреться. Сразу удивило, что огромное пространство перед сценой было отгорожено барьерами, а количество сотрудников полиции было сопоставимо со зрительской аудиторией. Как-то не так я вижу уличные фестивали, ярчайший пример в виде Гогольфеста в Киеве это наглядно доказывает. Но разгадка была проста - на этой же сцене пляшет всякая низкопробная эстрада на дне города (от слова "дно") и прочих сомнительных ивентах. Аудитория там соответствующая (думаю, объяснять не нужно). А потому решили перестраховаться. Ну что ж, за неимением дворника, попробуем как-то приноровиться не только послушать, но и пофотографировать (за забор, естественно, пускали по аккредитациям). Послушать вполне можно было и с лестницы, служившей зрительным залом, аппарат выкатили неожиданно серьёзный, звук был на высоте! А вот фотографировать как-то совсем не удавалось, как бы я ни кружил вдоль барьеров. Спасение прибыло в лице Инессы Тропиной, сотрудника
"Агентства культурных инициатив" (со-организаторов фестиваля), и просто моей хорошей знакомой. Доступ на сцену был получен, за что выражаю ей благодарность!
После первых двух коллективов перед сценой бегали какие-то дети под долбящую в мозг попсу (врубили в полтора раза громче, чем выступающих!), пускали шарики, затем кто-то из организаторов объявил фест открытым, и можно было выдыхать. Тем временем на сцене появились
Волгоград-Джаз-Квартет, чьи выступления я посещаю достаточно часто - их репертуар очень хорошо совпадает с моими вкусами в джазовой музыке. В этот раз ряд номеров был исполнен с вокалом, что меня немного озадачило. Продолжил представление местной сцены активно развивающийся
Ансамбль 12 Андрея Раздобудова, также отличающийся годным подбором материала. Но тут что-то пошло не так, и среди зрителей было отчетливо слышно только саксофон и ударные. Что странно, на сцене из мониторной линии всё звучало очень даже хорошо. Вероятно, кто-то случайно сел на пульт. Но потом звук таки вывели.
Снова пришло время буржуинских хедлайнеров. Первые звались
ThreeFall и определяли свой жанр, как jazz-hip-hop. Я ожидал реперов с цепями и кепками, прыгающих, как обезьяны. Но на сцену вышли трое интеллигентных хлопцев: тромбон с нефиговым процессором, тенор-сакс/бас-кларнет (!) и ударные. Дорвали они шаблоны, начав играть - прямо скажу, именно по творчеству это был наиболее интересный коллектив за вечер (на мой субъективный, разумеется). Ломаные ритмы, феерические эффекты обработки инструментов, которые в джазовой среде мало кто подвергает процессингу, интересные и динамичные мелодические ходы.
Перед вторым хелдайнером выступил один из старейших джазовых коллективов города,
Комбо-Джаз-Бэнд, приведя в чувства тех, кого слишком уж накрыло взрывным авангардом импортных коллег. А завершили вечер немцы
Monobo Son, классифицировать жанровые рамки которых и вовсе невозможно даже в пределах одной композиции. Скажем так - они играют Музыку! Помимо эксцентричной мешанины стилей музыканты демонстрировали недюжинные способности в артистизме, отчаянно жестикулируя и совершая движение по сцене, системность которого одобрил бы сам Роберт Броун. В один из моментов участники группы под удивлённые взгляды сотрудников правопорядка сбежали со сцены, лихо перемахнули через заградительные барьеры вместе со своими инструментами, вторглись в ряды обалдевших зрителей и продолжили играть, скажем так, unplugged. Этому удивился даже я. В рядах фотографов царило смятение, коему подвергся и я. Увы, перенастроить ручные режимы я не успел, а потому кадр этого действа будет носить скорее смысловой характер, нежели художественный.
Завершился вечер залпами конфетти и бурными аплодисментами тех, кто осилил культпрограмму до конца, а было их не так уж и много, к сожалению.
Подведем итоги. Вне всякого сомнения, мероприятие удалось "на все сто" и даже более. Также можно явно проследить джазовые течения двух стран, представленных на фестивале. Волгоградские коллективы исполняют более привычные (ценителям), классические направления джаза, но делают это ответственно и на высоком исполнительском уровне. Немецкие же музыканты отвергают все стандарты и конвенции и смело шагают вперед, нарезая авангард и нонконформизм. Но при этом оба этих диаметрально противоположных направления джаза органично дополнили друг друга. Это было здорово!