![бубновые01 бубновые01](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/171857/171857_original.jpg)
В Волгоградском музее изобразительных искусств сейчас идет очень интересная выставка – «Бубновый валет. Постскриптум». Здесь соединены работы Машкова, Фалька из фондов музея и картины наших современников Петра Ефимовича Зверховского и Глеба Михайловича Вяткина, наших непризнанных гениев, чьи работы хорошо знают за рубежом, но мало ценят на родине.
На открытие я не попала, о чем очень жалею, там было много знакомых, кого я бы хотела повидать, зато побывала на встрече художников с молодежью. Тоже было очень интересно, хотя и по-другому. Обычно на вернисажах говорят более-менее стандартные речи, а тут была возможность задавать вопросы и слушать подробные ответы.
Встреча началась с выступления Любови Яхонтовой, искусствоведа и галериста, которая и собирала выставку.
Она произнесла страстную речь о модернизме в искусстве. В прошлом веке наука совершила скачок, перейдя от очевидного к умозрительному: увидеть атом нельзя, но изучать его стало можно. Так и модернизм в искусстве поставил под сомнение очевидное. Модернизм нельзя было прекратить постановлениями партии, хотя она пыталась это сделать весь XX век, испортив нашего зрителя социалистическим реализмом – несуществующим течением в искусстве. И вот теперь мы открываем таких «выживших» художников по всей России.
![бубновые02 бубновые02](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/172246/172246_original.jpg)
Молодежь очень забавно рассматривала картины - буквально носом по холсту.
![бубновые03 бубновые03](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/172474/172474_original.jpg)
![бубновые04 бубновые04](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/172654/172654_original.jpg)
Вяткина и Зверховского нам представили как правнуков Ильи Машкова – они учились у ученика его ученика. Поэтому я и спросила у них обоих: ощущают ли они себя наследниками «Бубнового валета»? Оба поначалу скромничали, Петр Ефимович даже сказал, что они «не говорящие», но потом разговорились так, что, кажется, и уходить не хотели. Так вот, отвечая на мой вопрос, Глеб Михайлович признался, что сопоставление картин разных художников по тематическому принципу сделано для неискушенного искусством зрителя, чтобы он начал хоть что-то понимать, а так-то это совпадения, конечно.
![бубновые05 бубновые05](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/173037/173037_original.jpg)
![бубновые06 бубновые06](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/173240/173240_original.jpg)
Потом я еще спросила, есть ли у них на этой выставке любимые картины.
![бубновые07 бубновые07](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/173334/173334_original.jpg)
![бубновые08 бубновые08](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/173621/173621_original.jpg)
Зверховский сказал, что любимых нет, они для него равны, а вообще качество придает смысл жизни.
![бубновые09 бубновые09](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/173986/173986_original.jpg)
![бубновые10 бубновые10](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/174118/174118_original.jpg)
Вяткин ответил, что, пожалуй, это «Поверженный философ» и «Прощание со скрипкой», это очень личное, потому что со скрипкой ему пришлось расстаться, хотя он был музыкантом. Это действительно трагично для музыканта – потерять слух… Мы задавали ему вопросы, а Л. Яхонтова записывала их на бумажке, он читал и отвечал…
![бубновые11 бубновые11](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/174587/174587_original.jpg)
Директор музея Елена Орлова сказала несколько приветственных слов в начале и удалилась.
![бубновые12 бубновые12](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/174656/174656_original.jpg)
![бубновые13 бубновые13](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/174924/174924_original.jpg)
"Не говорящий" Зверховский разговорился...
![бубновые14 бубновые14](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/175197/175197_original.jpg)
Да и Вяткин тоже общался охотно.
![бубновые15 бубновые15](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/175463/175463_original.jpg)
Художник Станислав Азаров пришел со своими учениками.
![бубновые16 бубновые16](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/175742/175742_original.jpg)
Прощание со скрипкой.
![бубновые17 бубновые17](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/175907/175907_original.jpg)
Поверженный философ.
![бубновые18 бубновые18](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/176178/176178_original.jpg)
И еще я спросила про фон – почему фиолетовый? Модно? Л. Яхонтова объяснила, что всегда перекрашивает стены под конкретную выставку, в музее это сделать не удалось, поэтому нашли вот такой выход – баннерная ткань. А цвет такой потому, что он оттеняет охру и голубой Вяткина, одновременно поддерживая палитру Зверховского. Кроме того, темный фон помогает сосредоточиться, когда нет возможности сделать направленное освещение каждого полотна.
![бубновые19 бубновые19](http://ic.pics.livejournal.com/anna_stepnova/11548257/176430/176430_original.jpg)
Запись в книге отзывов.
Сходите в музей – очень праздничная выставка.