"Сейчас все хотят одного: тепла, уюта, покоя. Но отрава бродяжничества уже в крови. И никакого покоя дома они не обретут. Снова начнет тревожить вечное влечение дорог - едва просохнет одежда и отмоется грязь из-под ногтей. Я это знаю точно. Я и сам сто раз зарекался - больше ни ногой. И где я сейчас?"
Алексей Иванов «Географ глобус пропил
Здесь вводка и анонс. Лодка 37й Ямаран, двигатель 25 Ямаха, три человека, примерно 450 км пути. Фото мои и Сергея Бурцева.
здесь небольшое описание маршрута.
«По Свияге с целью отдыха и ознакомления с краем путешествовали давно. По ней прошел в юности В. И. Ленин, а в 1935 г. здесь существовал один из первых плановых маршрутов на разборных байдарках».
Расчерченным по карте маршрут давать не хочу – он действительно очень интересен и разнообразен. Причем во всех смыслах. Пойдете – не пожалеете. И много интереснее плыть в относительную неизвестность, общаться с людьми, встречать в виде сюрпризов плотины и врезаться в отмели, броды и перекаты. Так как это было у нас. Перед дорогой я выписал в библиотеке список книг по маршруту, но прочесть так и не успел. Надеюсь, в будущем подготовлю более подробно культурную и историческую карту этого сплава. Это могло быть интересным дополнением.
Свияга не такая простая река как может показаться проезжая по свияжским городским мостам.
Мы стартовали в Полдомасово, в обход ишеевской плотины.
Почти сразу встретили поочередно два интересных порога. Берег чередуется: степные участки сменяются участками леса.
Затем небольшая проходимая стальная плотинка.
На всем протяжении Ульяновской области и первой трети течения по Татарстану на реке много коряг-нужно быть осторожным (спасибо за предупреждение Simbiblis).
Через 5-6 часов нарвались на низкий мост. По стартовой эйфории пытались пройти чуть притопив лодку – в итоге собрали весь хлам, зато (загадочным образом) утопили весла и спиннинг. Еще мост повыше и у Цильны (только расслабившись в красивом месте)
едва с размаха не ушли в резкий скат плотины.
Чудом привязали лодку и в огромной копмании недружелюбных комаров битый час перетаскивали снаряжение, лодку и мотор. Помог местный рыбак Серега.
Интересна рыболовная снасть, которая распространена по берегу от Цильны до начала Татарстана. По типу колодезного журавля с прикрепленной на конце небольшой сеткой.
Рыбы много – Свияга ожила в ходе индустриальной и с/х разрухи пары последних десятилетий. Ловят и жереха и голавля, не говоря о более распространенных видах. Много разнообразной птицы. Цаплю встречали постоянно по всему маршруту пути вплоть до Русского берега. Утка началась с Татарстана, но в очень больших количествах. Повсеместно колонии стрижей и чаек. Очень много разнообразных хищников. Самый крупный, большой и белохвостый (Орлан?) в начале лесов Татарстана однажды гордо пролетел мимо. Не обратил на нас никакого внимания. Десятка полтора неведомых мне разноцветных пичужек. Опознал только зимородка, которого до этого ранее встречал на Суре. В Татарстане Свияга и вообще сильно начинает напоминать Суру характером берега и настоящей дремучестью.
Пару раз влетели на мель, промокли и переночевали первый раз уже в Татарстане. Луна светила как в белый ночи. Удивительно этим летом-соловьи поют абсолютно везде, где ни ночуй. Утром (уже где то рядом с Буинском) снова повезло с плотиной.
Снова перетаскивали все вручную. Долго спорили об архитектуре: то ли татарские то ли псевдоготические дореволюционные мотивы (моя версия).
Начались татарские сопки
Дали марш бросок и нервно ждали еще одну плотину. Она оказалась тоже полуразрушенной, но уже легкопроходимой
Примерно через час два за этой плотиной с размаху врезались в очень длинную (2 км) отмель. Буксировали пешком.
Первая заправка была на уровне Апастово в пос Свияжский.
Удивили люди. Сначала не взял денег маршрутчик, подбросивший нас пару км до заправки. Затем на пути обратно на дороге подобрала нас первая же проезжавшая мимо машина. Хрупкая татарская дама отважно приняла в багажник канистру и 4 бутылок вонючего бензина и опять же не взяла денег. Вид у нас был уже хорошо загорело-потрепанный. Может это повлияло?)
Свияга все расширялась. Мелькали красивые церквушки
Без особых приключений проходили разнокалиберные мосты.
Дали бросок через Татарстан примерно до часа езды до Свияжска. Заночевали. Берега становятся все более обжитыми и уютными. Свияга стала совсем огромной
Утром встретил Свияжск В 1551 крепость была собрана за 4 недели из деталей, заготовленных в районе Углича и сплавленных по Волге:. Вырос из за поворота как сказочный Китеж. Красив настолько, что ехать стоит уже ради него одного. И конечно - заслуживает отдельного большого репортажа (здесь-вкратце). Лодку оставили под присмотром местных добрых людей. Позволили себе двухчасовую экскурсию.
По всему острову реставрируются и возрождаются церкви
Собор Иоанно-Предтеченского монастыря (в масштабе истории Свияжска - новодел, 1906 года выпуска)
Сергиевская церковь (1604 г)
Древнейший храм не только в монастыре, но и во всём Среднем и Нижнем Поволжье – Троицкая деревянная церковь 1551 г., единственный памятник, оставшийся от первоначального деревянного града Свияжска (но хорошенько "отреставрирован")
Свияжский Богородице-Успенский монастырь
Кстати речпорт (виден справа) явно недавно построен и работает активнее ульяновского.
В общем, имейте в виду - эта короткая фотопробежка по Свияжску - ни о чем. Там нужно быть. И не два часа.
Через пролив от Свияжска - еще один храмовый комплекс. Древний (1600-е годы) Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь По центру виден новый памятник основателю обители.
Свияжск с другой стороны
Далее рукой подать до знакомого всем бывавшим в Казани моста.
Берега справа интересные и очень разнообразные. Очень много станов и дач стоящих прямо на воде и над водой. Венеция. Что то разрушенное советское.
Верхний Услон. Почти курортный по атмосфере райцентр. Уже напротив Казани. Заправились. Речная жизнь - бурная. Везде реч порты на воде и масса кораблей разного калибра. У Казани постоянно обгоняли мажорские катера. С удивлением оглядывались на наш суровый "прикид" и особенно на мою советскую химзащитную плащ-палатку. К слову она в походе показала себя самой функциональной, выручала не раз.
Волгу штормило - были вынуждены остановиться и переждать. Погуляли по селу. Напряглись когда рядом причалил ГИМС (мы без весел). Но и они тоже просто пережидали волну. Пообщались - они обнадежили нас прогнозом погоды на следующий день.
Не выдержали - попытались тронуться, но причалили вновь. Разожгли под дождем костер. Волна к вечеру стихла.
Дали хороший вечерний марш бросок. Чуть попозировали на фоне Волги.
Решили срезать залив и попали на грозу. Резко срезали еще, проплыли сквозь двойную радугу (этот переход, эти виды и воздух можно описать только стихами - и то едва ли получится) и причалили у горки с краснокупольной церковью на вершине. Я залез на холм- другое измерение. Дождь стих. У местных жителей (хорошие люди-долго общались, сами восстанавливают свою волшебную церковь-по их словам 1700 года) разжились сухими дровами и кипятком и переночевали.
Оказалось - село Русский Буртас.
Утром стартовали. В камском устье Волга безбрежна.
Интересный берег Волги. Периодически прерывались на чай.
Еще более интересные пещеры нашли под берегом далее. Каскадами уходящие в стороны и далеко вглубь. Целая серия. Какие то разработки - много интересных камней, но мы не геологи.
Несколько крупных островов у Тетюш.
Абсолютно девственны.
Решили по прямой линии рвануть к Старой Майне.
Заехали на Клюкву с гражданской инспекцией
Уровень Волги и залива в этом сезоне пока очень высок.
Напрягли своим загадочным "прикидом" иностранных рыбаков. Говорят поймали по рыбке справа и слева.
На фоне эпопеи с Клюквой - не удержался и чуть попозировал)
Русский берег. Волжский путь волжским путем, но счет за еду на троих нам выставили в 1200 целковых
Заправились в Старой Майне и пошли в направлении Ундор. Пока плыли -погонялись за подранком. Видимо остался с перелета. Павел Жуков охотник, но птицу не опознал - кто то из крупных чирков.
Это уже совсем наша земля.
Станы
Вот так сползают берега. Не дай Бог, но точно такая же структура берега и в Ульяновске.
Дома
место приземления
Знаете, все время плыл – писал в голове текст. И текст рождался сугубо художственным. По итогам – только сухая хроника. Самое красивое (без ложного пафоса) осталось внутри. То же самое и на фото. В интересные моменты было не до съемок. Здесь - разве что фон. Которому тяжело передать реальное содержание. Итог простой: восторг. Едем дальше.
PS. Это первый этап большой программы «Волжского пути». Программу второго (автопробег по Ульяновской области) и дальнейший план опубликуем сегодня позже.