...тред больше не колыхать, бурление прекратить.
Межнациональный ответ или ошибка репортёра
Неделя нечаянной гордости — так можно описать чувство, которое меня переполняет с начала недели. Тем, кто еще не знает, расскажу вкратце, что произошло. С первого по шестое апреля у нас в городе собралась группа молодых журналистов, которые учились писать репортажи, участвуя в проекте журнала «Русский репортер». Открытое, то есть для всех желающих, приглашение в соцсети, общага, которая теперь называется хостел, мастер-классы столичных акробатов пера и региональных шакалов ротационных машин, а потом «день икс», когда молодые виртуозы фарса должны были встать по «точкам» и дать картинку в жанре «тотальной журналистики», разработанном, как я понял, в «Русском репортере». Такой слет юнкоров с практическим экзаменом.
Автор: Шамиль ВАЛЕЕВ
Я в детстве читал про выпускное испытание колумбийского ПТУ мафиозников, где надо было выбежать на улицу и первого встречного полоснуть двумя очередями крест-накрест из пистолета-пулемета, пока встречный не успел завалиться. Поэтому особого благовещения, «территориального маркетинга» и «пиара саммита ШОСБРИКС» не ждал, тем более что снега навалило много, грязи натаскали на колесах в город кучу, а весна все не наступала.
Действительно, в нашей осторожной, пуганой и резонерской прессе с «уазиком» Шмакова, периодически подскакивающим на подступах к молочно-товарной ферме, в анамнезе репортерского драйва как раз и не хватало. Как и во всяком провинциальном медиа-языке, у нас и вправду полно увещеваний, обобщений, наставлений, «резюмирований» и прочих артефактов, старческих поскрипываний в стиле писателей-деревенщиков. Собственно, этот дидактический текст наверняка тоже написан на нем. И немного левацкого нонконформиста, пристрастного репортера, которого не обманешь пресс-релизом и не накормишь чак-чаком, нам действительно не хватает. В данном случае, допустим, русского. Коварных обманщиков, гонзо-журналистов, которые вроде кивают-кивают, а потом «поливают грязью достижения», в нашей республике тоже практически нет.
Ну напишут лишний раз про лужу или яму — сейчас за это не расстреливают, а заставляют делать и переделывать, пока не получится по-человечески. Как там «аэропортская» дорога зиму пережила, интересно, кстати?
Коварные власти «полигону» мешать не стали, даже поддержали, помогли чем смогли организаторам, несмотря на нюансы отношений и регулярные медиа-разоблачения «кровавого режима». Почему-то вспомнился внезапно перепаханный школьный стадион «в ожидании» концерта Алсу Ралифовны в августе 2003 года, перманентный ремонт у Дворца спорта, патрульная машина у редакции куюргазинской районки, оцепление у «Белого дома» и тонированная машина у лесного офиса Бигнова в 2005-м, поджог типографии в Златоусте. Слава Богу, времена не те, пишите что хотите, чем сможем — поможем, только фамилию и название республики не сильно переврите. Немного разве что переживал ректор педагогического, который предоставил помещения для учебы актива, а потом только оценил неизбежные риски проекта со столькими участниками и столькими неизвестными. Но слово свое сдержал, за что ему честь и хвала, не посрамил республику перед столичной прессой и заезжим молодняком.
Мы недавно только прошли конфликт между «взглядом марсианина» и собственной картинкой нашего провинциального: я про случай с юными болельщиками, которые в твиттере беззлобно обстебали гугл-перевод уфимских ценников на учпочмаки, приняли бумажное полотенце за туалетную бумагу и оценили прикол таксиста, который нарисовал иллюстрированную квитанцию от руки. В начале года на эту тему было многовато начальствующего визга — слишком долго мы держали «экспортное лицо» для заезжих в наш суверенитет людей и журналистов.
Сейчас десант прошел бы почти незамеченным. Зимняя прививка сработала: отношение «нащальников» колебалось от «кошка мяукает — караван идет» до «любое упоминание, кроме некролога, лишь бы фамилию и название не очень перепутали».
Так бы и пережили даже без ряби нападение детсадовского спецназа на Башкирию, если бы в последний момент идеологи процесса не поставили задачу — задать всем «национальный вопрос». Если быть точным, задание русреповцев звучало так: «Башкирия — многонациональная республика. В чем различие между представителями разных национальностей? Если ответ, что различий нет, спросите: «Совсем нет?». К какой национальности вы сами себя относите? В чем особенность вашей нации?»
Вопросы эти — из социологического опросника по межнациональным отношениям. Я такого характера исследование видел только один раз в жизни. Делается анонимно, доверительно, с глазу на глаз, конфиденциально, и результаты потом используются в обобщенном виде в научных целях специалистами-конфликтологами, этнологами. Чтобы выявить, не полыхнет ли где. В этой сфере работает всемирная система раннего предупреждения (early warning) этноконфликтов: включенное наблюдение, контент-анализ, мониторинг медиа-пространства, глубинные интервью экспертов и участников процесса, проводимые нейтральными, грамотными и терпеливыми специалистами. Там еще задают контрольные вопросы, типа «а с кем бы вы хотели жить на одной лестничной клетке?», «а за кого вы бы выдали/не выдали дочку замуж?» и так далее. Но такого, чтобы результаты научного исследования по этноконфликтам в сыром виде вываливали на всеобщее обозрение, на потеху этноозабоченных троллей и просто несчастных людей с незажившими ранами — это вообще неслыханное дело.
Тут получилось по-другому: десятки детей студенческого возраста, пожив пару дней в Уфе, были вооружены вопросом научного инструментария и уверены, что занимаются репортерской работой. «Национальный вопрос» настойчиво, согласно инструкции, задавали кому ни попадя, получили некоторое количество ответов, содержащих лексику национальной нетерпимости и презрения. Разумеется, можно было писать о чем угодно, но основной вопрос на засыпку был озвучен.
Лишь недавно распалась Югославия, где людям кувалдами головы разбивали во время этнических чисток, разбежался по национальным квартирам СССР, десятилетие назад наведен конституционный порядок там, где он должен быть, отгремели теракты, пять лет прошло с принуждения к миру режима Саакашвили. Сам же «Русский репортер» окрестил наш город «Уфой замедленного действия» не далее как три года назад. И вот тут такой сюрприз.
За редким исключением я прочитал практически все репортажики в жанре «хокку», которые прятались за хлесткими заголовками. Среди них много смешных, добрых, честных, выпуклых, кривых, прямых, интересных, тупых, грустных, хороших и задорных — в общем, всяких. Как, очевидно, и задумывалось. Про город и быт, про людей и нелюдей, про трагичное и комичное, про живых и мертвых. Но несколько из них — я надеюсь, по недопониманию, а не по злому умыслу — содержат слова и мысли, которые и в сортире нельзя на стенке написать, чтобы не схлопотать в бубен или по статье 282. Их бы не было, если бы «русским репортерам» не захотелось добавить перчика, остроты репортажной, именно в этой теме, как им показалось, выигрышной. На фоне веселого и задорного молодежного проекта получились некоторая подстава и конфуз, который и самих местных организаторов застал врасплох, как я понял.
Чем же гордиться?
За короткий срок я насчитал десятки сообщений известных и неизвестных авторов башкирских соцсетей, людей с русскими, еврейскими, башкирскими, татарскими, украинскими фамилиями, которые разным языком и штилем пытаются объяснить «полигонистам» и их наставникам, в чем их идеологическая ошибка. Топовые блогеры написали большие иллюстрированные посты, убив свои выходные, активно участвовали в обсуждениях — и были как никогда едины, забыли на короткий момент о мелких распрях.
Кажется, мы дошли до точки, дальше которой не согласны отступать. Произошла очень интересная консолидация, я бы сказал, долгожданная и давно мной желанная, когда дети разных народов начали врубаться за «стабильность» и выступать против попыток научить нас правильно любить Родину и свободу. Очень четко проступила базовая ценность — терпеливое и дружелюбное взаимодействие, осторожное и тактичное общение людей разных национальностей. Впервые мы почувствовали, что межнациональный мир — это не дежурное бубнение, а самое важное в нашем совместном общежитии. Или, если хотите, хостеле. Только не Африка он называется, а Башкортостан.
Я теперь искренне горжусь нашими евреями и белорусами, башкирами и украинцами, мордвинами и чувашами, русскими и украинцами, квартеронцами, метисами и креолами, извините, что не могу перечислить остальные 123 этнонима, теми, кто считает важным для себя жить вместе, не распуская язык и руки, не давя соседу на больную мозоль, не обзываясь и приветливо здороваясь.
И только одно меня тревожит: кто и как поговорит по душам с тем молодым деревенским парнем, который прочитал на солидном сайте обидную шутку про его народ, прежде чем он пойдет сегодня вечером на сходку бородачей?
ссылка