Депутат Сергей Юрьевич Делаков
Наконец-то здравый смысл начинает торжествовать – на заседании Тверской городской Думы 23 апреля были приняты поправки, предложенные депутатом Сергеем Аксеновым к решению Тверской городской Думы №223 от 08.07.2010 г «Об утверждении положения об организации транспортного обслуживания населения городским пассажирским транспортом в городе Твери». Содержание этих поправок:
«2.5. Передача перевозчикам на обслуживание маршрутов регулярных перевозок производится на конкурсной основе на срок не менее трех лет».
«4.1. Решение об организации (открытии, изменении и закрытии) маршрута принимает администрация города Твери С УЧЕТОМ МНЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, путем внесения соответствующих изменений в реестр городских маршрутов пассажирского транспорта» (предыдущая редакция: «4.1. Решение об открытии, изменении и закрытии маршрута принимает администрация города Твери»).
В раздел 4 решения ТГД №223 депутаты внесли дополнительный пункт 4.8: «Проект муниципального правового акта города Твери об организации (открытии, изменении и закрытии) маршрута выносится на обсуждение населения путем проведения публичных слушаний».
Проект поправок, как сказано в пояснительной записке, «предусматривает повышение уровня гласности в деятельности органов местного самоуправления в части вопросов транспортного обслуживания населения, а также обязательную процедуру общественного обсуждения и возможность учета мнения граждан в случае изменения маршрутно-транспортной сети города Твери».
Также депутаты утвердили предложение депутата Сергея Делакова рекомендовать администрации города Твери отменить постановление №407 от 09.04.2014 г, которым были ликвидированы маршруты №27 и №35, изменены трассы маршруток №2, 6, 13, 15, а также автобусов №30, 31, 36 и 56. Предложение было внесено в связи с нарушением администрацией Твери подпункта 3.2.7 «Положения об организации транспортного обслуживания населения городским пассажирским транспортом в городе Твери»:
«3.2. Администрация города Твери при организации пассажирских перевозок:
3.2.7. С учетом мнения перевозчиков изучает потребности населения города в транспортных услугах, принимает меры по удовлетворению спроса населения в транспортном обслуживании (систематически совместно с перевозчиками организует обследование пассажиропотока на маршрутах и на основе результатов обследования открывает новые, изменяет или закрывает действующие маршруты, внося соответствующие изменения в реестр городских маршрутов регулярных перевозок)».
Приведу еще выдержки из решения ТГД №223:
«4.3. Основанием для изменения маршрута регулярных перевозок является:
- потребность в пассажирских перевозках;
- изменение структуры и величины пассажиропотока;
- закрытие (открытие) движения пассажирского транспорта на отдельных участках улично-дорожной сети на постоянной или временной основе.
4.4. Основанием для закрытия маршрута является:
- отсутствие устойчивого пассажиропотока и (или) социальной потребности в пассажирских перевозках;
- изменение схемы транспортного обслуживания;
- отсутствие возможности обеспечить безопасность пассажирских перевозок».
Судя по этим пунктам, оснований для изменений маршрутов у администрации не было, что касается закрытия маршрутов, то если считать то, что сделали ученые из НИПИ ТРТИ, изменением схемы транспортного обслуживания, - возможно, да, но лишь формально, ведь на закрытых маршрутах существует устойчивый пассажиропоток.
Также депутаты утвердили предложение Сергея Делакова рекомендовать городской администрации приостановить конкурсные процедуры по новым маршрутам на месяц, в течение которого будут проходить совещания рабочей группы по оптимизации маршрутной сети и другие мероприятия. Этими решениями депутаты ТГД показали, что они считаются с мнением жителей, обеспокоенных предстоящей ликвидацией и изменением маршрутов, - только подписей против этого плана было собрано около 10 тысяч. Правда, чиновники городской администрации своей линией поведения показали, что в осуществлении их далеко идущих от интересов рядового населения планах даже такое количество подписей не остановит.
Если же в городской администрации возобладает трезвый взгляд на вещи, то городские стратеги поймут, что тетива народного долготерпения не может натягиваться бесконечно, когда-нибудь она может лопнуть. А надо ли это городскому руководству? Учитывая сложную внешнеполитическую обстановку, связанную с ситуацией на Украине, федеральные власти наверняка не похвалят Тверь за возмущение жителей, которое может вызвать осуществление плана оптимизации маршрутной сети. По пятому федеральному телеканалу (г. Санкт-Петербург) уже прошел репортаж о ситуации в Твери, связанной с планами городской администрации по оптимизации маршрутной сети, - в сюжете граждане высказывали свою тревогу в связи с предстоящими изменениями маршрутной сети, и это лишь начало. Очевидно, корреспонденты центральных каналов прочесывают Интернет в поисках сюжетов, - а он полон негативных откликов на план оптимизации маршрутной сети; в местных же СМИ, обслуживающих городскую и областную власти, эта проблема замалчивается, или подается так, как выгодно чиновникам.
Непонятно: что даст для разгрузки улиц Твери ликвидация двух востребованных маршрутов? И эта ситуация, если верить городским стратегам, законсервируется на три года (правда, поговаривали, что каждый этап будет завершен в течение года). Не станут ли эти два маршрута (№27 и №35) заложниками бездарного плана, который потом втихую свернут из-за протестов населения? Действительно, в чьих интересах проводится эта оптимизация маршрутной сети: если в интересах безопасности дорожного движения, - то это сферой должна заниматься ГИБДД и другие контролирующие органы, к тому же пробки на улицах города создают в основном не маршрутки, а личный автотранспорт (в Твери на всех жителей приходится около 170 тыс. зарегистрированных транспортных средств, и доля маршруток в этом количестве составляет 1 тыс.); если с целью исключения дублирования – то нам, пассажирам, оно не мешает; если с целью пересадить нас насильно на муниципальный транспорт – то это явное нарушение антимонопольного законодательства, в эпоху рыночных отношений такие волюнтаристские решения выглядят более чем странно. А где же наши подлинные интересы - где критерии комфортности поездки, отсутствия пересадок и т.д.? К тому же нельзя маханически переносить то, что сделали учение из НИПИ ТРТИ в Казани или в Сочи, на тверскую почву – ведь у нас другой уровень доходов населения, иная планировка города и т.д. Если даже маршруты в Твери урежут, перенесут или ликвидируют, это не заставит наших граждан пересесть на муниципальный транспорт, - просто вместо одной маршрутки, чтобы доехать в пункт назначения, они будут пользоваться двумя или тремя (тем более при разнице тарифов в один рубль), оставляя в сфере коммерческих перевозок больше денег. Вы этого хотите, господа чиновники?
Городская администрация постоянно ссылается на то, что в этих преобразованиях она руководствуется высокими целями возродить муниципальный транспорт, обвиняя в том, что он подведен к банкротству, коммерческих перевозчиков, которые отбирают у него пассажиров. Однако еще в конце 90-х - начале 200-х годов, когда маршрутный бизнес не был столь развит, транспортные МУПы банкротились (помните МУП «ТТУ»). Виной тому, как считает исполнительный директор ТАС Владимир Густов, не маршрутки, а отсутствие субсидирования МУПам выпадающих доходов от предоставления льгот по ЕСПБ (единому социальному проездному билету) из областного бюджета. Дело в том, что не существует нормативного акта, регламентирующего порядок компенсации этих расходов муниципальным предприятиям, а не принимается он целенаправленно, чтобы не увеличивать нагрузку на областной бюджет. Отсюда и регулярные дотации МУПам, как скрытая форма компенсаций расходов по ЕСПБ и убытков от заниженного тарифа, из городского бюджета.
Администрация г. Твери, которая без конца ссылается на нарушения в сфере коммерческих перевозок, должна организовывать транспортное обслуживание, а это значит – проводить обследование дорожной сети Твери, которая должна быть надлежащего качества, в частности, карманы длиной минимум на два транспортных средства; также должно быть разработано сводное расписание. Необходимо установить экономически обоснованные тарифы на всех виды транспорта, должна быть разработана целевая программа по развитию транспорта и маршрутной сети города, увязанная с программой градостроительства. Нужно найти баланс частного и муниципального транспорта, по одному и тому же маршруту должны ходить автобусы большой и малой вместимости, - считает Владимир Густов.
В завершение поста: если кто-то меня убедит, что мне будет лучше ездить в большом автобусе вместимостью 100 человек, где я буду вынуждена стоять с сумками, так как в таких автобусах всего 25 сидячих мест (и оно мне не гарантировано), чем на маршрутке малой вместимости иностранного производства, в которой сидячих мест ненамного меньше (19-22), и даже если все места заняты, то я подожду другую, «дублирующую» - сразу перестану писать на эту тему.