Ежегодно, 28 февраля, во всем мире отмечается международный праздник, посвященный карело-финскому эпосу «Калевала». Особенным образом это культурное событие было отмечено и на тверской земле, ставшей второй родиной для коренного этноса Верхневолжья - тверских карел.
Этот древний финно-угорский народ, живущий ныне в ситуации диаспоры в самом центре России, имеет непосредственное отношение к языку «Калевалы», потому что до сих пор на нем говорят жители тверских карельских деревень… Сохранившие разговорный вариант письменного языка калевальских мифов, тверские карелы и по сей день интересны финским исследователям-лингвистам, изучающим мир финно-угорского эпоса. Особой притягательной силой отмечен для ученых–историков и религиоведов ярчайший феномен из жизни карельского народа - переселение карел на верхневолжские земли с территорий нынешней Восточной Финляндии в XVI-XVII веках как пример духовной стойкости и верности православному вероисповеданию.
Вот такому удивительному народу, 400 лет проживающему в тверской губернии, и был посвящен «Вечер карельской культуры» (1 марта 2014г.), организованный двумя общественными организациями - Тверским православным молодежным клубом «Сеятель» (руководитель - А.Андреев) и Тверской городской национально-культурной автономией тверских карел (председатель правления - С.Калинина) при поддержке отдела по делам молодежи Тверской епархии.
Накануне Прощеного воскресенья, за совместной трапезой с традиционными для масленичной недели блинами для знакомства с карельской этнической культурой в Молодежном культурном центре собрались многочисленные участники и гости праздника
Начался вечер с фотопрезентации поездки Тверской карельской молодежной организации на освящение часовни Серафима Саровского в д. Хаукканиеми в Восточной Финляндии, состоявшееся в день Казанской иконы Божией Матери 21 июля 2013г. Делегация тверских карел побывала у своих этнических родственников на карельском фольклорном празднике, приуроченном к Дню открытия новой построенной часовни, в рамках международного проекта «Карельские часовни без границ». К этому событию ребята подготовили театральную постановку «Калевала» на русском и финском языках, а также концертную программу на тверском диалекте карельского языка.
Продолжил обширную программу вечера музыкальный педагогический коллектив ДШИ из города Лихославль Тверской области. Участники вечера смогли послушать, как звучит карельский народный струнный инструмент - кантеле, как поется на тверском говоре карельская песня.
Информационно-просветительская часть праздника была представлена двумя презентациями: «Православие тверских карел как базовый компонент национальной идентичности» (Калинина Светлана Олеговна, кандидат философских наук) и «Священномученик Алексий Сибирский - карельский святой XX века» (Андрей Кулешов, участник проекта «Наше наследие», д.Козлово Спировского района Тверской области).
Небольшая языковая разминка позволила всем участникам карельского вечера немного отдохнуть, поупражнявшись в карельских скороговорках, чтобы затем с неподдельным интересом воспринимать следующий блок новой информации о культуре народа-соседа – теперь уже кухонной.… Презентация кухни тверских карел прошла «на ура»!
Председатель карельской общественной молодежной организации Ирина Комиссарова не только рассказала о самых известных национальных блюдах тверских карел, о том, как проводятся в молодежной организации мастер–классы по приготовлению карельских пирогов «Шуури вачча» («Большой живот»), но и предложила публике попробовать карельские пирожки и сульчины.
Наконец, подошло время кульминационного события этнического вечера – показа театральной постановки «Куллерво», которую ребята молодежного отделения тверских карел готовили как продолжение первого театрального опыта по «Калевале». Об этом рассказала зрителям режиссер спектакля - Марина Евграфова.
Удивительно тонко подобранная музыка, эмоциональная игра непрофессиональных «артистов», стилистическое оформление спектакля никого не оставили равнодушными…
Традиционные истины древнего калевальского эпоса о разрушительных для человеческой личности последствиях потери собственной национальной идентичности звучали как никогда современно…
Человек, «выпавший из рода», выпавший из родной культуры становится незащищенным от агрессивных внешних влияний и открытым для ненависти, разрушения и в конце концов – собственной гибели…
Смысловая точка «философской» части вечера была поставлена стихами Натальи Лайдинен – известной поэтессы, много пишущей о Карелии:
Здесь крепкий тыл — мои родные люди,
Из детства счастье — добрая семья!
Меня здесь знают, понимают, любят,
Чужая боль и радость — как своя.
Я ритм ловлю карельского теченья
И на озерном тихом берегу
Своей судьбы истоки и значенье
Вновь открываю, сердцем берегу…
Член Карельского землячества в Москве, она специально приехала в гости к тверским карелам на празднование дня «Калевалы», оставив неизгладимое впечатление в сердцах тверских любителей поэтического слова.
Светлана Сату
Фото
Владимир Шамов
Михаил Скайвокер