В самых укромных местах Селигерского края, вдоль старой, разбитой дороги на Петербург, стоит множество деревень. Вернее, ссохшихся и покинутых деревянных домов. Не город "съел" последних обитателей села. Ближайших город, Осташков, что находится в полусотне километров к юго-востоку сам напоминает крупную деревню. Разорившиеся колхозы, труднодоступность и время покончили с этими населенными пунктами. Порой едешь по дороге, ведущей через поле. Смотришь: стоит указатель с названием деревни. А ничего нет. Ровное поле. И бескрайние сорняки - до самого горизонта.
-
Это ж разве церковь, что вы на острове видели? - сказал нам вечером Василий Николаевич, хозяин усадьбы, в которой мы остановились. - Вот поехали со мной, я вам покажу настоящую заброшенную церковь!
- На катере поедем? - спросил я.
- Нет, катером туда не добраться. Да и на твоей машине не доедешь - развалится на ходу. Вот сюда садитесь - и он приглашающе махнул рукой в сторону уже давно мечтавшей развалиться "шестерки" жигулей. - Ничего-ничего, здесь это самая верная машина, в этой глуши!
Последний ужин. Судя по оставленным на столе продуктам - жители этого дома вряд ли собирались покидать свой дом. Выцветшая советская клеенка, пачки дешевого чая и "кофейного напитка", белая кружка с красным орнаментом - все это так напоминает деревенский дом моей прабабушки...
Наверняка и здесь жила такая же старушка. С вечера не убрала со стола - почувствовала себя плохо. А на утро - не проснулась. Мне кажется, что она до сих пор лежит в своей кровати. Ее дом стал же и погостом.
Высохшее дерево - молчаливый символ всего этого высохшего края.
В одной из деревень на вечном приколе стоит этот небольшой катерок. Как он сюда попал? До озера идти порядочно, в этих же местах большой воды отродясь не было. Тащили волоком, а потом бросили эту ненужную затею. Стоит теперь кораблик на краю деревни - редким туристам на радость, местным пьянчужкам туалетом служит.
Внезапно картина начинает меняться - до этого мы видели только разрушенные деревни, а здесь - сверкающий лаком новодел.
Но взгляд перемещается вправо, и Василий Николаевич поясняет: - Это новый храм построили, туристический рай тут сделать хотят. А старая церковь - вот она. Совсем необычное место, загадочное!
Спасская церковь, как называют ее местные жители (полное название - Церковь Преображения Господня в Сосницах) была закончена в 1778 году. Красавица-церквушка с колокольней, была построена на средства прихожан села Сосницы, Демянского уезда Новгородской губернии (прошло время - теперь это считается Осташковским районом Тверской области). При церкви работала приходская школа. В 1930-м году была закрыта, и заброшена.Но не забыта - люди до сих пор приходят в разграбленную большевиками церковь.
Только в заброшенных русских церквях сквозь камни, в тех местах, где деревьям совершенно расти не положено, сквозь камни прорастают березы.
Даже наскальная живопись здесь - правильная для такого места.
Люди приходят сюда со своими свечами и иконами, оставляют деньги. Но их не забирают - реконструировать церковь никто не собирается, а мальчишки чтят святое место и не ходят сюда за средствами "на бутылку". Я тоже положил 10 рублей в общую кучку.
Остатки иконостаса
Исследуя церковь, я нашел путь на колокольню - каменная лестница почти цела.
Но деревянные пролеты рухнули - в башню колокольни хода нет.
Новая церковь носит имя Глеба и Нила Столобенских. Нила - того самого, в честь которого был основан монастырь на острове - Нилова пустынь.
А само село Сосницы пытаются сделать туристическим местом - хотя добраться сюда очень трудно. Здесь даже сдают коттеджи, а московские и питерские приезжают сюда, изрядно пачкая свои новенькие иномарки.
Такой вот русский народный оазис в пустыне забвения - медвед с баяном.
И непонятный идол божку "Селигерману".
А по улицам спокойно ходят коровы : упитанные буренки, призванные кормить и поить зажиточных туристов, которые проносятся мимо забытых Богом домиков, спеша поскорее доехать до усадьбы с евроремонтом...
Оригинал взят у
macos в
Памятник погибшим деревням