Чуть ли не на каждом втором круглом столе с чиновниками в 2013 году можно было услышать обещания наконец-таки заняться темой городских парковок. Обещания и намерения, озвученные на круглых столах, обычно так и остаются обещаниями, но справедливости ради отмечу, что в прошлом году тема немного сдвинулась с мёртвой точки. Например, Администрация разместила на своём
сайте полезную информацию касаемо эвакуации, в том числе по стоимости и порядку возврата эвакуированных авто. Также они начали претворять в жизнь непопулярные, но очень важные меры по ограничению парковки на магистральных улицах (ул. Горького, ул. Советская) и узких улочках в центре (ул. Лидии Базановой, Татаринский пер. и т.д.). Подобные меры по ограничению, безусловно, правильные и нужные, но пока они проводятся довольно топорно, несистемно и не находят понимания среди жителей. Почему так?
На то есть несколько причин. Главное - это отсутствие документа (полноценной программы), определяющего комплексный подход к формированию парковочной политики. Я уже не говорю про провал информационной кампании, точнее про отсутствие информирования о проводимых мероприятиях и разъяснения жителям необходимости проведения этих изменений...
Что мы предлагаемСитуация накалена до предела, и понятно, что простого решения здесь нет. На наш взгляд, проблему необходимо решать путём постепенной реализации продуманной городской целевой программы, например такой: «Оптимизация парковочного пространства г.Твери».
Дальше перечислим конкретные предложения в подобную программу. Предлагается всем вместе обсудить их и дополнить, другими словами - попробуем провести он-лайн общественные слушания.)------------------------------------------------------------------------------
Сперва-наперво обозначим две составляющие рассматриваемой проблемы:
• недостаток парковок у мест проживания (дворы и близлежащая территория);
• недостаток парковок у мест приложения труда и отдыха (на общегородской УДС).
Очень важно понимать разницу между ними, так как подходы к каждой подпроблеме будут кардинально различаться. Всё дело в различии понятий уровень автомобилизации и уровень автомобилепользования. Высокий уровень автомобилизации - это нормально, так как он отражает благосостояние общества. В то же время именно чрезмерный уровень автомобилепользования способствует образованию заторов на городской УДС.
Недостаток парковок у мест проживания. Предлагаемые пути решения1) Увеличение числа парковочных мест во дворах
публикация на сайте tver.ru Правил и порядка создания новых парковочных мест одновременно с объявлением о тотальном усилении контроля за парковкой на газонах и тротуарах во дворах через полгода;
сбор Администрациями районов города принятых на общих собраниях жильцов решений по расположению новых парковочных мест, а также по установке пешеходных столбиков для защиты дворовых тротуаров от парковки;
оборудование Администрацией города новых парковочных мест и установка столбиков согласно принятым и проанализированным схемам;
общественная приёмка результатов и исправление недочётов.
2) Наведение контроля за нарушениями дворовой парковки
задействование различных органов власти для тотального пресечения нарушений правил парковки на тротуарах и газонах во дворах;
борьба с самозахватами парковочных мест во дворах;
борьба с автохламом.
3) Формирование сети платных стоянок в шаговой доступности
проведение инвентаризации платных стоянок, расположенных в шаговой доступности от мест проживания;
размещение на tver.ru информации о существующих платных стоянках с указанием расположения, числа мест, контактов и цен;
увеличение числа стоянок либо путём создания муниципальных, либо стимулированием бизнеса к созданию таких стоянок.
4) Изменения градостроительных требований к застройщикам
Недостаток парковок у мест приложения труда и отдыха. Предлагаемые пути решенияОсновные принципы, которые важно учитывать при поиске решений проблемы парковок на УДС города:
- уровень автомобилизации в Твери по разным оценкам составляет от 270 до 300 автомобилей на тысячу жителей;
- уровень ежедневного автомобилепользования максимально близок к уровню автомобилизации;
- город проектировался по советским ГОСТам и строился из расчёта 180 автомобилей на тысячу жителей, соответственно спрос на парковочные места на УДС превышает имеющееся предложение;
- для сокращения заторов на дорогах и повышения качества городского пространства чрезвычайно важно сокращать уровень ежедневного автомобилепользования;
- в текущей ситуации недопустимо увеличивать предложение парковочных мест, так как это приведёт к ускорению роста автомобилизации и не приведёт к сокращению автомобилепользования;
- для приведения спроса и предложения к точке равновесия необходимо планомерно сократить спрос;
- единственный и главный способ воздействия на спрос – это регулирование стоимости парковочных лотов;
- платная парковка не будет пользоваться спросом (в том числе многоуровневые паркинги), пока не отточены механизмы контроля за нарушением правил парковки;
- невозможно навести порядок с парковкой по всему городу сразу, поэтому целесообразно начать с пилотного проекта платной парковки в местах с наибольшим спросом (исторический центр города).1) Инвентаризация парковочной сети и приведение её к текущим реалиям
создание парковочной карты (обозначение мест запрета парковок на УДС);
установка запретов парковки перед/после перекрёстков для увеличения пропускной способности перекрёстков;
избавление от лишних запретов парковки, а также от самозахватов УДС;
использование жёлтой разметки для обозначения наиболее важных мест запрета стоянки и остановки;
минимизация парковок на магистральных улицах;
нанесение разметки для параллельной парковки (с учётом московского по длине парковочных мест);
и т.д.
2) Развитие системы магистрального общественного транспорта по выделенным полосам
3) Усиление контроля за нарушением правил парковки
выделить опорную улично-дорожную сеть, где остановка будет запрещена в принципе
закупка новых устройств типа «паркон» и интенсификация их использования;
оптимизация процесса эвакуации;
использование блокираторов (там, где предыдущие два варианта применить невозможно);
искоренение любой парковки на тротуаре, остановках ОТ и перед пешеходными переходами жестким показательными рейдами;
4) Введение участков платной парковки в центре
выбрать улицу для пилотной зоны платной парковки (например, б-р Радищева);
подумать над способом оплаты и сбора средств;
определить тариф одного часа;
5) Создание дополнительных внеуличных паркингов в центре города на малоиспользуемых территориях.
Например, на центральном рынке, пустырях и неиспользуемых территориях.
------------------------------------------------------------------------------
* последовательность действий выверяется на этапе составления план-графика реализации программы; рекомендуемый период: весна-осень.После обсуждений и доработки итоговые предложения будут отправлены городским чиновникам. Если Администрация сама не может/не хочет разрабатывать программу по парковочному пространству, то придётся ей "помогать".
Ссылки по теме:
Часть 1. ДворыЧасть 2. УлицыВариант платной парковки на бульваре РадищеваФотопрогулка по центру. ПарковкиБорьба с нарушением правил парковки в Твери