Эта история началась в 2007 году, когда мои товарищи по МФТИ Дмитрий Зеленин, на тот момент губернатор Тверской области, и Андрей Епишин, председатель Законодательного Собрания Тверской области, устроили мне экскурсию.
Мы пролетели над пятью усадьбами в Тверской области на вертолете. Эта область находится между двумя столицами, Москвой и Санкт-Петербургом, поэтому через нее постоянно «курсировала», а следовательно, и строила свои резиденции русская знать. Показали мне и Степановское-Волосово, усадьбу князей Куракиных, входивших в ближайшее окружение императорского двора. После революции здесь устроили пионерлагерь и совхоз, сразу после войны разместили медицинское учреждение для ветеранов, которое потом преобразовали в психиатрическую клинику. В1990-х наступила жуткая разруха. Больные жили в ужасных условиях — практически без окон, дверей и крыши. В результате там случился пожар, больных переселили, а дом еще лет пять стоял совсем заброшенным и разрушался. Устоял остов, сохранилась часть окон и дверей.
Я выбрал эту усадьбу по нескольким причинам. Во-первых, сегодня не просто найти уединенную усадьбу. В советское время все как-то встраивалось в общественную жизнь. А здесь до ближайшего большого села около 2 км. Но Степановское-Волосово ценно не только этим. Это один из немногих загородных домов архитектора Джакомо Кваренги, который чаще строил царские дворцы, в том числе, Александровский дворец в Царском Селе.
Во-вторых, до этой усадьбы сравнительно легко добраться. Когда мы первый раз летели на вертолете, я не понимал, насколько это далеко от Москвы. Позже попробовал доехать до усадьбы на машине от своего дома на Рублевке, что заняло где-то полтора часа без всяких пробок. Сейчас я успеваю за полтора часа туда съездить, что-то сделать и к вечеру вернуться.
Сложная собственность
Первоначально тверской комитет по имуществу оценил стоимость развалин в 15-16 млн рублей, предложив либо выставить объект на продажу, либо сдать мне в аренду. Усадьба принадлежала области, а не федеральному центру. Из федеральной собственности выкупить исторический объект практически невозможно (по крайней мере сейчас), в то время как областная предполагает режим приватизации по решению местного Законодательного собрания.
Я решил сначала арендовать. Это было, конечно, немного странно: тебе дают развалины, и ты платишь за право их восстанавливать. Хотя деньги были не такие большие – около $100 000 в год, но все равно не копейки. Со мной заключили охранные обязательства. Например, я не имел права строить на этой территории что-либо другое, а проект восстановления могла подготовить только специализированная организация, но это как раз полностью соответствовало и моим планам.
Мне дали лет пять на восстановление дома, еще три года — на парк. Можно было в любой момент закончить договор аренды и забыть все как страшный сон, считая потраченные деньги благотворительностью. Тем, кто, следуя моему примеру, решит отреставрировать какое-нибудь имение, я бы советовал выбрать такой же путь. Нужно сначала почувствовать твое ли это: все-таки это игрушка, в которую надо влюбиться, и игрушка не дешевая. Если ты относишься к усадьбе как к бизнесу, ничего не получится.
Преодоление глупостей
Я арендовал усадьбу два-три года, вкладывая значительные средства в противоаварийные работы, укрепление фундаментов, проектирование. Счет шел на миллионы. Через три года я сказал местному комитету по имуществу, что либо я выкупаю усадьбу, либо ухожу. Далее тратить большие деньги, оставаясь в статусе арендатора, было бессмысленно. Правительство области вынесло вопрос на обсуждение в законодательное собрание. Депутаты проголосовали за приватизацию имения и продажу с торгов.
Объявили тендер. И тут начинается история преодоления глупостей. Официальный оценщик, который определял стартовую цену аукциона, оценил усадьбу уже в 32 млн, так как я сам же за предыдущие три года вложил в здание уйму денег. Я не платил взяток, даже не разговаривал с этим оценщиком. Получилось, что я сам себе увеличил цену - если бы не я, усадьба стоила бы даже дешевле, чем первоначальные 16 млн рублей, ибо все развалилось бы еще больше. Но я уже был настолько влюблен в это место и в проект, что был готов заплатить больше.
Дальше — аукцион. Как обычно бывает на подобных тендерах, откуда-то возник подставной покупатель. Неожиданно появился какой-то «питерский строитель», чей представитель приехал встретиться с моим управляющим. Потом я сам позвонил новому «заинтересованному» лицу. Из разговора понял, что ему нужно заплатить откупное, чтобы он не участвовал. Я догадался, кто слил информацию. Это была девушка, которая уволилась из комитета по имуществу за три дня до объявления аукциона. Она оставила мне однажды свой электронный адрес, на который я ей и написал, что свяжусь с ФСБ и МВД и выведу «шантажистов» на чистую воду. Больше они не появлялись. А я за 32 млн рублей стал счастливым владельцем усадьбы и 36 гектаров парка вокруг.
Ротонды и львы
Усадьба состоит из центрального дома и двух флигелей. Между ними — галереи с ротондами. Один из владельцев, князь Алексей Борисович Куракин, член Академии художеств, в середине XIX века написал пять картин с изображением усадьбы. Именно по ним мы восстанавливаем внешний вид комплекса. На территории парка был готический замок, который, по описанию, служил летним крепостным театром. К концу XIX века его уже не было, но мы нашли фундамент, на котором он стоял, и сейчас работаем над проектом восстановления. Сохранился обелиск в честь императора Александра I, его реставрацию закончим в этом году.
В нашей усадьбе был еще большой пруд с китайской беседкой и венецианским мостом. Они тоже будут восстановлены.
Позже я нашел архивные документы. В частности, письма последних владельцев усадьбы, сестер Нарышкиной и Козен (урожденных Куракиных). Был там и план имения. На его основе, например, мы делаем дорожки в парке. Родственники княгини Елизаветы Алексеевны Нарышкиной сейчас живут в Москве. Я с ними подружился, мы часто общаемся. Они всегда будут желанными гостями усадьбы.
Совсем недавно нашел изображение каменных львов, которые должны лежать у парадных въездных стелл. Когда я купил усадьбу, их уже не было, но местные жители рассказывали, что в советское время они здесь еще стояли. Пациенты психбольницы перетаскивали их с места на место, но сохранили. А в 1990-х львы куда-то пропали. Недавно под Звенигородом мы нашли человека, который увез их и еще кое-что из усадьбы, чтобы сохранить от мародеров после пожара. И в результате наши львы нашлись в парке другой усадьбы, куда их разместили на «сохранение». Усадьба эта принадлежит семье покойного бизнесмена Бориса Федорова, который первым из российских предпринимателей приобрел для восстановления заброшенную усадьбу. Списался с семьей Федорова, переговорил с ними, и теперь львы, потрепанные жизнью, вернулись в родную усадьбу.
Недавно мы докупили новый участок земли, чтобы заниматься со временем сельским хозяйством. Правда, в сегодняшней экономической ситуации это вряд ли принесет прибыль, но кое-что можно сделать. В прошлом году для этого даже зарегистрировал фирму «Степановское подворье». Первым делом завели коров — Зорьку и Ночку.
Долгосрочные планы
Сегодня мы уже вышли на финишную прямую по восстановлению усадьбы. Чем-то остаюсь недоволен. Например, нужно было все печи восстанавливать — без печей интерьеры комнат кажутся не завершенными.
Мы пока решили, что жить постоянно в усадьбу не переедем, но часто будем отдыхать здесь на выходных. Я не собираюсь закрывать приусадебную территорию. Два боковых флигеля будут жилые, а вот центральное здание можно открыть для посещений. Открытый доступ к замкам и предместьям — распространенная практика в Англии и Франции. У нас такой модели еще нет. Пока я точно не знаю, как совместить частную жизнь в усадьбе и открытый доступ, но, думаю, со временем определимся.
До революции в доме хранилось более тысячи картин, много портретов, много ценных работ. Сейчас часть из них в запасниках Тверской картинной галереи. В помещениях усадьбы можно будет сделать выставку. Дом это позволяет. Со временем буду обсуждать такую возможность с Тверской картинной галереей и другими российскими музеями, где хранятся картины из «Степановского-Волосово».
Главный вход. Парадные въездные стеллы пока опутаны лесами, но уже практически отреставрированы — осталось обработать их снаружи и поставить на ступени львов. Статуи будут делать на заказ. Львов, которые стояли прежде в усадьбе Куракиных, нашли, но состояние животных плачевно: у одного даже нет головы.Поэтому было решено не восстанавливать, а создать новых, но таких же.
Вид на главное здание усадьбы. Усадьбы окружена деревьями, старейшим из которых 150 лет. Возраст растений определяли приглашенные эксперты. Самые древние деревья — ели, которых осталось около тридцати.
Центральный корпус. В основном здании усадьбы три этажа: на первом пять комнат и еще две проходных, на втором — семь, в том числе овальная комната. Пока здесь жить нельзя (нужно сделать плинтусы, двери, уложить лестницы), но основная реставрация уже завершилась. На третьем мансардном этаже всего две комнаты и коридор, которые пока нуждаются в серьезной доработке.
Нарезка камня для лестницы. Постоянно восстановлением усадьбы занимаются 14 рабочих. На фото — строитель режет камень для лестницы парадного входа основного здания усадьбы.
Новый забор не в ущерб деревьям. Новый забор вокруг усадьбы установили в полутора метрах от старинного. Дело в том, что по его периметру выросли липы. Их пожалели и сместили ограждение.
Отделочные работы. В основном здании усадьбы реставрация практически закончена.
Зал с историческим дизайном. Этот зал покрасили в те цвета, которые ему принадлежали в XIX веке. Расцветку оригинальной краски определили эксперты из московского «Центра реставрации». В 2009 году они предоставили результаты «Росохранкультуре», где их утвердили. При оформлении зала Васильев взял за основу именно этот документ.
Неожиданно найденная картина. Во время реставрации в усадьбе обнаружили фрагмент картины. На ней изображена усадьба в Надеждине Пензинской области — вторая усадьба Куракиных. Экспертизу пока не проводили, но предполагают, что полотно относится к XIX веку.
Потолки как в Павловском дворце. Потолки в усадьбе не повторяют исторические: их изображений не сохранилось. Поэтому потолки, а также стены, оформили по подобию схожей постройки XIX века — дворца в Павловске, в стиле классицизма.
Потолки как в Павловском дворце. Часть люстр уже готова, другие делают на заказ в Москве.
Лестница с неясной судьбой. Эта сосновая лестница относительно прочна и пока не решено, будут ли ее разбирать.
Оригинальный паркет. Паркет стилизуют под тот, что был здесь изначально. Его рисунок набирают в соответствии с узором, каким было выложено едва сохранившееся старинное покрытие.
Картины как у Куракиных. Внутри усадьбы развешены репродукции картин, которые висели у Куракиных. Часть оригиналов находятся в Тверской картинной галерее.
Портретная галерея. На картинах изображены как сами Куракины, так и императоры и известные вельможи XIX века. Люстры делали на заказ в Твери — тоже по старинным чертежам. Некоторые достигают в высоту 3,5 метров.
Стелла Александра I. Эта стелла была построена в честь Александра I. Пока она заканчивается плоской площадкой, но в Москве уже делают золотистый шар диаметром 600 мм, который будет венчать конструкцию.
Стелла Александра I. Cтелла очень хорошо сохранилась: примерно на 60%, по оценкам управляющего усадьбы Александра Чиркова.
Стелла Александра I. Белый камень для реставрации стеллы везли из Владимира. Часть заложили в основание, а сама стелла была практически цела.
Здесь будет пруд. В этом месте — на площадке, обрамленной рекой, — выроют пруд. При Курканых здесь был водоем, о чем Василье узнал из документов и решил восстановить исходный ландшафт.
Здесь будет пруд
Вход в подворье. Эта арка служит входом в подворье. В советское время здесь находился льнозавод, сегодня — развивают приусадебное хозяйство.
В долгосрочных планах Васильева — обеспечивать усадьбу продуктами за счет натурального хозяйства. Пока здесь живут две коровы, держат кроликов, кур и индоуток.
Эта дорожка шириной в сажень (2,16 метра) ведет от дома к пруду.
http://www.forbes.ru/forbeslife-photogallery/dosug/246725-milliony-za-imenie-kak-vyglyadit-restavriruemaya-bankirom-usadb/photo/1
Читайте подробнее на Forbes.ru:http://www.forbes.ru/forbeslife-photogallery/dosug/246725-milliony-za-imenie-kak-vyglyadit-restavriruemaya-bankirom-usadb/photo/1