Неделю назад я упоминал в своём блоге про исследование общественного транспорта (ОТ) на Тверском проспекте, проведённое совместно с tverchel. Вот подготовили небольшой отчётик.
1 Общая информация об исследовании
Место проведения:
г.Тверь, Тверской проспект по направлению с Волжского моста в сторону вокзала (между перекрёстками Тверской/Советская и Тверской/Новоторжская, перед остановкой "Детский мир").
Дата и время:
26 августа 2013 г., понедельник, временной интервал с 8:28 до 9:38; общая продолжительность исследования - 60 мин.
(я-панорама: http://maps.yandex.ru/-/CVbqBClp)
Цель исследования:
провести сравнение муниципального и частного общественного транспорта в коридоре Тверского проспекта по ряду параметров: числу маршрутов, количеству транспортных средств, интервалам движения и др.; оценить проблему переизбытка общественного транспорта малой вместимости и сформулировать предложения по её решению.
Метод исследования:
количественный учет маршрутных транспортных средств, с фиксацией в карте учёта времени прохождения каждого ТС.
Дополнительная информация:
параллельно с подсчётом велась видеосъемка для последующей проверки правильности занесённой в карту учёта информации.
2 Сбор данных
Информация о времени прохождения того или иного транспортного средства записывалась в такую табличку:
пс. помимо времени для маршруток мы заносили и тип транспортного средства (ТС); подробнее об этом рассказано ниже
Поскольку мы проводили исследование вдвоём, то в одну таблицу заносили данные по маршруткам, а во вторую по трамваям, автобусам и пригородным маршруткам/автобусам:
Всего за час проследовало 215 маршрутных транспортных средств (без учёта 14 пригородных автобусов). Из них:
- 9 трамваев (одновагонных);
- 9 автобусов;
- 197 маршрутных такси (автобусов малой вместимости).
3 Краткая характеристика транспортных средств
В этом разделе приводится справочная информация по типам подвижного состава разных видов транспорта.
Трамваи
Трамваи были представлены 4-мя типами вагонов:
Tatra T3SU:
Tatra T6B5SU:
71-605А:
71-608К:
Главным преимуществом трамваев по сравнению с другими видами тверского транспорта является их большая пассажировместимость. Причём не просто одного вагона, а с возможностью работать по СМЕ (в сцепке нескольких вагонов). Однако здесь важно не увлечься магией цифр и не забыть про соблюдение допустимого уровня комфорта. Заталкивать в трамвай как можно больше пассажиров и превращать его в скотовозку мы не предлагаем. Поэтому в дальнейших расчётах максимальной пассажировместимости будем использовать следующие величины для одного вагона:
№ | Тип вагона | Пассажировместимость (5 чел./м2) |
1 | Tatra T3SU | 95 |
2 | Tatra T6B5SU | 120 |
3 | 71-605А | 123 |
4 | 71-608К | 135 |
Автобусы Автобусов также как и трамваев прошло ровно 9 штук. И все они были ЛиАЗами. Пассажировместимость ЛиАЗ-5256 до
104 чел (при тех же 5 чел./м2).
Маршрутки (автобусы малой вместимости)Маршруток за час исследования прошло аж 197 штук. Честно признаюсь, что это немного больше, чем я предполагал до проведения исследования. Мы их условно разделили на три типа:
1) Маршрутки типа «ГАЗель»
Микроавтобусы типа «ГАЗель» имеют наименьшую пассажировместимость, всего 13-15 человек (
ГАЗ-322132 Газель). Варианты с расширенной крышей даже не рассматриваю, потому что перевозка стоячих пассажиров в подобных газелях небезопасна. Последствия аварий с тверскими маршрутками этого типа тому доказательство.
2) Маршрутки типа «Пежо», «Ситроен», «Мерседес», «Форд» и т.п.
Микроавтобусы этого типа иногда ещё называют маршрутки повышенной комфортности. Действительно на этих иностранцах ездить много комфортнее и безопаснее. Также немаловажно, что они имеют пассажировместимость 18-22 чел.:
«Мерседес» -
http://www.luidorbus.ru/mikroavtobus/gorodskie-avtobusy/mercedes-benz,
«Пежо» -
http://www.ural.peugeot.ru/page680.htm,
«Форд» -
http://fordrostov.ru/auto.phtml?id=22,
«Ситроен» -
http://www.citroen.ru/citroen-jumper-minibus-city/#/citroen-jumper-minibus-city/.
Перевозку пассажиров стоя в таких микроавтобусах также считаем опасной и не будем учитывать в дальнейшем.
3) Маршрутки типа «ПАЗик»
Автобусы малого класса
«ПАЗ-3204» (новый) и
«ПАЗ-3205» (старый) - самые вместительные из тверских маршруток. Они имеют 25 посадочных мест, а также благодаря своей массе и размерам могут перевозить 11 стоячих пассажиров при "уровне комфортности" 5 человек на метр квадратный. Итого - пассажировместимость «ПАЗика» при соблюдении достаточного уровня комфорта 36 пасс.
4 Анализ полученных данныхДля удобства переносим полученные данные в
электронную табличку (excel). А дальше попробуем провести всесторонний анализ этих данных.
4.1 Количественный состав транспортных средствВ самом начале мы уже отмечали, что из 215 транспортных средств проехало 197 маршруток, 9 трамваев и 9 автобусов. Вот диаграмма, которая будет красноречивее любых слов.
Налицо подавляющее количественное превосходство «маршруток» над пассажирским общественным транспортом большой вместимости. Остановки, ясное дело, не справляются с такой армией маршруток.
Только задумайтесь: 197 маршруток в час - это 3,3 маршрутки в минуту или по маршрутке каждые 18 секунд! Только подъезжают они к остановке не равномерно, а все месте, стартуя со светофора. Просто посмотрите этот короткий 30-ти секундный ролик, чтобы представить себе масштабы:
(http://video.yandex.ru/users/tverchel/view/51/)В результате такого огромного числа маршруток, на которое не рассчитаны тверские остановки, посадка/высадка пассажиров производится и до остановок, и после остановок, и даже во втором ряду проезжей части, создавая дискомфорт пассажирам и угрозу их безопасности. Более того часть маршруток передвигается исключительно по трамвайным путям и высаживают пассажиров, останавливаясь прямо на рельсах.
4.2 Качественный состав транспортных средствЧто касается трамвая, то он сейчас переживает не лучший период. Последний раз закупку трамваев Администрация проводила в 2007 году. Это были два вагона ЛМ-99, из которых на ходу остался только один. Все остальные вагоны закупались в 90-ые годы и ранее.
Посмотрим средний возраст трамваев, которые попали под прицел нашего исследования. Для этого залезаем на сайт transphoto.ru и по номеру на бортах вагонов получаем всю необходимую о них информацию:
пс. вставлять таблицу в ЖЖ - дело непростое, поэтому ограничились здесь скрином таблички
Как видите, средний возраст прошедших по Тверскому пр-ту трамваев -
26 лет. К сожалению, этот показатель отражает реальное состояние трамвайного парка.
По данным МУП "ГЭТ" 98% вагонов составляют трамваи от 20 лет и старше! :(
Что касается автобусов на рассматриваемых маршрутах, то они моложе трамваев как минимум в 3 раза. Автобусы ЛиАЗ закупались ПАТП-1 в 2005-2010 годах. Новые автобусы МАЗ-107, которые покупались в прошлом году в рамках
программы "Доступная среда", работают на других маршрутах.
Что касается качества ПС маршруток, то здесь ситуация за последние годы улучшилась. Если раньше маршрутки состояли только из «ГАЗелей» и «ПАЗиков», то сейчас им на смену постепенно приходят комфортабельные микроавтобусы зарубежных производителей:
Доля зарубежных микроавтобусов повышенной комфортности составляет уже 40% от всех ТС, в то время как «ГАЗелей» осталось всего лишь четверть.
4.3 Маршруты и интервалы движенияСравнение количества маршрутов разных видов транспорта, шт.
Тоже самое, только в %
По числу маршрутов ОТ, проходящих через остановку "Детский мир", также безоговорочно лидируют маршрутки. Они составляют 77% всех маршрутов в то время, как на муниципальный транспорт приходится меньше четверти маршрутов.
Муниципальный ОТ большой вместимости (6 маршрутов)Лучше всего себя чувствует 30 автобус, имея интервал движения 8 минут. Средний интервал движения всего муниципального транспорта по Тверскому проспекту в сторону вокзала составляет более 35 минут. Если же допустить, что 6 и 10 трамвайные маршруты толком не работают, то
средний интервал более-менее работающего транспорта большой вместимости за время проведения исследования составил
18 минут 05 секунд.
Маршрутки (
20 маршрутов)
Все маршрутки предлагаем разбить на 4 группы по интервалам движения на маршрутах: < 4 мин., 4-7 мин., 7-15 мин., > 15 мин.
* - на диаграмме не приведены маршруты, интервалы движения которых превышают 1 час.
Первая группа (до 4 мин., выделена зелёным цветом) представляет собой самые частые маршрутки. На эту группу маршрутов (
№№ 2, 4, 8, 14, 28, 223) следует обратить отдельное внимание при реорганизации сети ОТ. Ведь всего 6 из 20 маршрутов выводят на дороги больше половины всех маршруток, проходящих по Тверскому проспекту. А это целых 105 из 197 транспортных средств за час. Тут можно рассмотреть как замену ТС на ТС повышенной вместимости, так и выпуск дополнительных муниципальных автобусов в часы пик по этим же маршрутам с небольшим увеличением интервалов движения.
Средний интервал движения всех маршруток - более 17 минут. Однако если отбросить "редкие" специфические маршруты, то
средний интервал движения маршруток за время проведения исследования составил
6 минут 15 секунд. В сравнении с муниципальным транспортом маршрутки имеют в 3 раза меньшие интервалы движения.
5 Выводы по 1 частиСравнительный анализ муниципального общественного транспорта, представленного автобусами и трамваями, и частного общественного транспорта, представленного маршрутными такси, показал следующее:
1). За последние годы Тверь окончательно превратилась в город маршруток. На рассматриваемом участке они уже составляют 77% маршрутов городского ОТ, проходящего в створе Тверского проспекта. По количеству транспортных средств маршрутки лидируют с ещё большим отрывом - в 92 процента. Их стало настолько много, что уже не помещаются на посадочных площадках остановок и как следствие беспорядочно нарушают правила посадки/высадки пассажиров, ежедневно подвергая риску жизни тысяч тверичей.
2). Руководители города сделали ставку на развитие частного автобусного извоза, а муниципальный транспорт содержат в плачевном состоянии. Средний возраст трамваев, попавших в прицел исследования составил 26 лет, а в целом износ трамвайного парка составляет 98%.
3). Текущий график движения трамваев с огромными 15-ти минутными интервалами будет способствовать дальнейшему развалу трамвайной системы, что в свою очередь повлияет на ещё больший рост пробок в городе. Необходимо срочно задуматься над обеспечением приоритетности проезда ОТ большой вместимости, а для этого разработать комплексную программу по созданию магистральной сети общественного транспорта в г. Твери и повышению его привлекательности для пассажиров.
4). Выявлена необходимость в оптимизации ряда маршрутов автобусов малой вместимости. Например, за счёт перехода на ТС повышенной вместимости, либо за счёт дополнительного выпуска в часы пик муниципальных автобусов по этим же маршрутам.В части 2 мы расскажем, сколько пассажиров перевёз каждый вид транспорта, и посмотрим, что нам даст введение выделенной полосы на Тверском проспекте. Не переключайтесь!
Если интересно читать о тверском транспорте,
добавляйтесь в друзья и/или подписывайтесь на
уведомления о новых постах. И не забывайте про твиттер:
@monteKlever. )
Также теперь можно помочь нашему проекту, переведя любую сумму денег на Я.Кошелёк
здесь или в
вернем посте блога.