Путь предстоял не самый близкий - действие происходило на аэродроме Борки, что возле города Кимры. Это примерно 100 км от Твери. Выдвинулись в воскресенье утром, около 9 часов утра, чтобы успеть к началу, которое обещали в 11. По дороге в одной из деревенек попалась интересная "статуя" гаишника с жезлом:
Надо заметить, что на относительно неплохой, по тверским меркам, дороге до Кимр попалось несколько неровностей, похожих на лежачих полицейских, но безо всяких предупреждающих знаков. На скорости 90 км/ч они ощутимо били в подвеску. В самих Кимрах же дороги - кромешный ужас. Без гигантских ям, но корявые и латанные-перелатанные просто до невозможности. Особенно умиляли лежачие полицейские, уже положенные с умыслом, обозначенные знаками и разметкой. Там и так страшно ехать быстрее 30-40 км/ч. Ну да речь не о дорогах.
Прорвавшись через Кимры, наконец-то прибыли на аэродром:
Подозреваю, что так выглядит подавляющее большинство региональных аэродромов. Свободно проехали на территорию мимо поднятого шлагбаума и припарковались недалеко от взлётной полосы. Народу было не сильно много, человек 200. Осмотревшись на территории и перекусив, подошли к зрительской "трибуне" - полоске газона, отгороженной от взлётной полосы незначительным заборчиком. Напротив зрителей в ряд стояли "снаряды" участников соревнований: вертолёты Ми-2 советского производства и Robinson 44 производства США.
Старт не затягивали, и начали по расписанию, ровно в 11. В программе соревнований воскресенья был вертолётный слалом. Честно говоря, никогда бы не подумал, что такое вообще бывает! Смысл этой дисциплины следующий: две команды стартуют параллельно. Задача команды - зачерпнуть на лету ведром воды из бочки, которая стоит на старте, провести это ведро через шесть "ворот", вернуться к старту и поставить ведро на столб, диаметр которого не превышает диаметра ведра. Длина верёвки, на которой закреплено ведро - 11 метров. То есть весь полёт проходит не более, чем в полутора десятках метров от земли. Сказать, что зрелище впечатляет - ничего не сказать!
Наполнение ведра водой:
Пронос ведра с водой через ворота:
Работа "оператора ведра" крупным планом:
Вертолёты находились на совсем небольшом расстоянии друг от друга, и для неподготовленного зрителя вроде меня, выглядело это крайне аварийно-опасно, но очень круто!
Сложность заключалась ещё и в том, что ведром нельзя было касаться самих шестов ворот - за каждое касание начислялось 10 штрафных секунд. Ну и в целом, ведро с водой нужно было умудриться не расплескать по дороге.
Удивил вертолёт Ми-2. Несмотря на почти полувековую историю и очень "неуклюжий" вид, эта машина оказалась крайне проворной и юркой. Точность маневрирования, на взгляд дилетанта, ничуть не хуже, чем у гораздо более современного "Робинсона". Признаюсь, был поражён!
Отдельно хочу отметить ещё одну интересную дисциплину в рамках соревнований: приземление вертолёта на лопасти другого вертолёта, стоящего на земле:
Шутка :)
Основная часть соревнований подошла к концу, и настало время "музыкальной паузы". На сцену вышел местный танцевальный коллектив.
Оттанцевав несколько номеров, артисты покинули сцену, и внимание зрителей снова перенеслось на лётное поле. Там участники соревнований показывали фристайл - настоящую акробатику в воздухе. После выступлений пилоты приветствовали зрителей и благодарили их за поддержку и аплодисменты:
Особенно трогательными получились "поклоны" - пилот подлетал к зрительскому сектору, и качая свою машину вперёд-назад, как будто бы кланялся :)
После этого было награждение победителей, вручение грамот участникам и, куда же без этого, брызги шампанского с пьедестала.
Праздник удался - всего-то пол дня времени и 200 километров пути туда-обратно, а впечатлений целое море! Очень рад, что удалось посетить этот чемпионат и наверняка попробую попасть на следующий. И вам рекомендую :)
Ещё деталь. Я не стал приводить названия команд и их принадлежность к тому или иному аэро-клубу. Так как те, кто знает эти команды, и так в курсе, чем окончились соревнования, и кто победил. А тем, кто вроде меня "не в теме", названия и имена вряд ли что-то скажут. Если Вас вдруг заинтересуют персоналии - в яндексе всё найдётся.
В заключение мини-репортажа ещё несколько фотографий с места событий: