Календарь

Январь 2025

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Про джинсы "Тверь"

00:10, 15.07.2013  marina_shandar

Не могу не откликнуться на пост коллеги antas, в котором упоминаются джинсы "Тверь". Тем более, что имею под рукой готовый текст, написанный мною три года назад для одного местного издания. Снимки, к сожалению, не сохранились, нет их и на сайте того издания. Помню, что брала их из буклета Тверской швейной фабрики.


Первые советские

Когда Тверь еще была Калинином, древнее имя нашего города уже гремело на всех просторах бесконечного СССР. Всякий молодой человек знал, что «Тверь» - это советские джинсы.

В наше время товарного китайско-турецкого изобилия уже трудно поверить, что когда-то, в сущности не так давно, самых простых товаров было не найти в торговле днем с огнем. В основном, так называемых товаров народного потребления, производимых в странах капитализма.

Из всего многообразия дефицитных товаров джинсы были наипервейшим дефицитом, самым главным, без которого жизнь в немалой степени теряла свое очарование. Джинсы были советским фетишем, мечтой миллионов граждан Страны Советов.

Конечно, мы знали, что джинсы произошли от грубых рабочих брюк американских ковбоев, то есть фактически пастухов (отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС все-таки не зря ел свой хлеб с сервелатом) и не могли считаться предметом роскоши. Но все американское тогда было овеяно романтической дымкой сладкого запретного плода.

Но если американские ковбои и сама загадочная страна США были абсолютно недоступны, то джинсы, почти настоящие, заполучить можно было даже в таком нестоличном городе как Калинин. Хотя и за совершенно сумасшедшие деньги, сравнимые с месячной зарплатой передового рабочего.

О том, что пройдет десяток-другой лет, и жизнь изменится до полной неузнаваемости, рядовые потребители джинсов не могли и мечтать вслух, потому что за это надолго изолировали от общества.

Но весной 1983 года, когда до перестройки, ускорения, гласности и свободы предпринимательства было еще очень неблизко, в городе Калинине произошло удивительное, даже фантастическое событие – местное производственное швейное объединение наладило выпуск почти настоящих джинсов. И хотя на их кожаной этикетке, украшающей заднюю часть пояса, красовалась надпись не заветной латиницей, а русскими буквами, но в целом это был вполне конкурентоспособный продукт, который на прилавках не залеживался ни секунды.

Это и были первые советские джинсы, которые получили название «Тверь» и стали, как сейчас говорят, брендом нашего города.

О тех временах «джинсовой лихорадки» нам поведала нынешний технический директор Тверской швейной фабрики Нина Михайловна Симонова.

Незадолго до описываемых событий она, молодой инженер-технолог, приехала в Калинин из далекого Джамбула. Историю создания калининских джинсов она вспоминала с удовольствием.

«Наше предприятие специализировалось на выпуске мужской одежды – костюмов, брюк, пиджаков, военной формы, - рассказала Нина Михайловна, - в 1982 году началось техническое перевооружение фабрики. Заводилой перемен была наш главный инженер Галина Михайловна Крюкова. Думаю, что именно благодаря ее настойчивости на Калининской фабрике было решено начать выпуск первых в стране джинсов».


Для того, чтобы фабрика смогла выпускать новую продукцию, пришлось произвести кардинальную модернизацию производства. Под джинсовый цех отвели отдельное помещение на третьем этаже основного корпуса площадью более тысячи квадратных метров, произвели в нем ремонт. О том, чтобы выпускать оригинальные джинсы, не было и речи. Поэтому была закуплена лицензия итальянской фирмы под ласковым названием «Малифичио Кальцифичио Торинезе С.п.А.»

Законодателями джинсовой моды итальянцы не были, зато сама Италия в 80-е годы прошлого века была невероятно популярна в Советском Союзе, в основном благодаря моде на итальянскую музыку и киноартистов.

Купленная лицензия включала в себя высокопроизводительное оборудование, технологию производства джинсовой одежды, конструкцию джинсовых брюк и юбок 5-8 моделей. Кроме того, итальянцы обучали советских специалистов, производили наладку оборудования и поставляли ткань и фурнитуру.

Для провинциальной фабрики это был настоящий прорыв в будущее. Планы будоражили умы: линия была рассчитана на производство 1 миллиона единиц продукции в год!

Итальянские машинки строчили как пулеметы. Аппарат по производству шлевок мгновенно выдавал ленту и сам пристрачивал детали к изделиям. Фальц-пресс устанавливал накладные карманы. Столь высокопроизводительного автоматизированного оборудования в Калинине тогда не знали. Каждые двадцать минут с конвейера должна была сходить готовая пара джинсов. В пересчете на человека приходилось по 24 пары джинсов в смену!

Разумеется, пришлось вести обучение калининских специалистов. Для этого в Калинин приехала группа итальянских наладчиков и технологов. Нине Михайловне запомнился руководитель группы итальянец Молелло, который невероятно серьезно отнесся к выпуску первых советских джинсов. Вместе с Галиной Крюковой он проводил на предприятии буквально сутки напролет, отлаживая оборудование и обучая работниц.

Надо сказать, что недостатка в желающих работать на джинсовой линии не было, так что производили отбор кандидаток. Критериями были скорость и качество работы. Из двух с половиной тысяч работниц КПШО на «джинсы» отобрали две смены по 90 человек в каждой. Привлекала не зарплата – она не слишком отличалась от средней по фабрике, хотя старт линии был отмечен хорошими премиями коллективу.

Моральные стимулы в то время значили немало. Чувствовать, что ты выпускаешь остромодную продукцию, было приятно. Наверное, привлекали и итальянские мастера, хотя Нина Михайловна и не припомнила случаев серьезных отношений между русскими девушками и гостями из Италии.

Отладка линии заняла около полугода. И вот весной 1983 года калининские джинсы вышли на рынок. На полупустых прилавках магазинов советской торговли появился этот удивительный товар – прочные, хорошо сшитые из темно-синей ткани цвета «индиго» джинсы, с настоящими заклепками и молниями.

Торговля предлагала их по вполне щадящей цене в 40-45 рублей. Товар немедленно вызвал ажиотаж. Нина Симонова помнит, как она шла на смену по площади Капошвара, а от магазина «Мужские костюмы», ныне не существующего, змеилась очередь за остродефицитными джинсами.

На столь высокий спрос работники фабрики ответили трудовым подъемом. На освоение проектной мощности ушло полгода, после чего наши девчонки стали бить трудовые рекорды. Джинсов стали производить не миллион пар, как планировалось, а миллион сто тысяч. И все равно их не хватало.

Товар разлетался по всей стране, а сами швеи купить их не могли. На джинсы и юбки надо было записываться в фабкоме и долго ждать своей очереди. Джинсы «Тверь» для многих людей стали первыми в жизни. Носились они долго в отличие от большинства поделок наших дней. Нашему городу они принесли большую известность, а швейному объединению еще и хорошую прибыль.

В августе 1983 года, в самый разгар джинсовой лихорадки, Нина Симонова ушла в декретный отпуск. Джинсы были по-прежнему популярны, когда она вернулась на работу.

В 1986 году фабрика закупила еще половину производственного комплекта. Помимо джинсов и юбок, стали производить еще и куртки, тоже очень популярные. Но со временем столь интенсивно эксплуатируемое оборудование износилось, к тому же настали новые времена, закупать импортные составляющие стало дорого. Джинсы пробовали шить из отечественной ткани «Родники» и украшать такими же клепками и бумажными лейблами… Все в совокупности привело к закату производства джинсов в Калинине.

Джинсы «Тверь» немного не дожили до возвращения Калинину его исконного имени. Но свою задачу они выполнили – дали людям необходимый им продукт, отчего сделали многих из них чуточку счастливее.

Не нравится
Нравится
источник: http://tver.livejournal.com/941556.html     рейтинг: 0  

Городской Блог