Несмотря на то, что в связи с принятием данного закона широко афишируется инициатива льготной аренды памятников архитектуры, этот вопрос здесь совсем не главный. Главным является вопрос перечня т.н. "исторических поселений". Это такие населенные пункты, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.
По сути именно со статуса исторического поселения начинаются основные регламенты, которые сдерживают дикий строительный напор. Гораздо легче городу сохранить свой неповторимый архитектурный облик, если он имеет статус исторического поселения. Поэтому понятно, что строительному лобби выгодно сократить эти поселения по-максимуму. Поэтому в 2010 году, согласно новому закону, список исторических поселений, состоящий раньше из более 500 населенных пунктов, сократился до 41 на всю страну!
И если раньше в Тверской области было 14 исторических городов: Осташков, Тверь, Кашин, Торопец, Вышний Волочек, Красный Холм, Калязин, Весьегонск, Старица, Торжок, Ржев, Бежецк, Белый , Зубцов, то в 2010 году их осталось только три: Осташков, Торопец и Торжок. Это исторические поселения федерального значения.
Согласно новому федеральному закону список этот должен пополняться региональными поселениями, которые принимают властные органы местного уровня. Проблема в том, что несмотря на то, что закон есть, подзаконные акты,которые бы легли в основу механизма разработки региональных проектов исторических поселений, нет. Поэтому в регионах не спешат вообще трогать этот вопрос, тем более, что сейчас, как стало известно, подзаконные акты активно готовятся на высшем уроне. Осталось только дождаться.
Однако у нас ждать не захотели. Почему? Может быть потому, что не терпится пополнить региональный список? Как оказалось, нет. Создать условия, при которых придания статуса "исторического поселения" станет просто неподъемным и невыполнимым?
Проект закона вызывает целый ряд вопросов:
Если федеральный орган охраны объектов культурного наследия еще не определил порядок утверждения перечня исторических поселений федерального значения, предмета охраны исторического поселения федерального значения и границ территории исторического поселений федерального значения, почему мы так торопимся внести изменения в областной закон по охране памятников Тверской области, в части исторических поселений регионального значения, не зная, какой порядок будет определен на исторические поселения федерального значения?
Если Правительство РФ уже определило предварительный список исторических поселений федерального значения, и для его определения не требовали разрабатывать предмет охраны и границы исторического поселения, почему в проекте регионального закона для принятия решения о включении в перечень исторических поселений регионального значения требуется представить предмет охраны исторического поселения и его границы? То есть потратить средства на разработку документов на поселение, которое еще не известно, будет или нет включено в перечень исторических поселений.
Почему работу по подготовке предмета охраны исторического поселения регионального значения и его границ возлагают в нашем законе на муниципалитеты, у которых и так нет средств? Ясно, что ни один муниципалитет не будет проводить эту работу – у них и других, более насущных задач хватает. Задумка такая?
Почему с предложениями о включении в перечень исторических поселений регионального значения не могут выходить общественные организации? Как закон предлагает учитывать мнение населения области? Или никак?
Почему в законе не указано, за счет каких средств будет осуществляться подготовка предмета охраны исторического поселения и его границ? В пояснительной записке говорится о том, что для реализации этого закона выделение дополнительных средств не потребуется.
Это только те вопросы, которые всплывают при беглом прочтении.
Главный же вопрос таков:
Неужели наш региональный закон не требует более никаких поправок, которые бы помогли уладить многие и многие проблемы с сохранением культурного наследия уже сейчас? Например, самые насущные проблемы, требующие законодательных инициатив, изложены в Акте проверки Министерством культуры Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, где по пунктам перечислены те несоответствия регионального закона федеральному, которые требуется исключить. Из этого списка выполнен только один пункт, в котором говорится о согласовании проекта зон охраны с муниципалитетами.
Все это пока только вопросы. Думается, у депутатов они тоже должны были возникнуть. Теперь остается только ждать и верить в лучшее.