![](http://ic.pics.livejournal.com/zamotkin/717605/52922/52922_original.jpg)
Вчера, 09.04.2013 в лаунж-зале "Морозов-Холла" состоялся круглый стол на тему "Чему и как учат в школе: качество среднего образования в современной России". Представители тверских учебных заведений, Законодательного собрания, чиновники от образования, а также обычные блогеры типа меня пытались выявить слабые места современного образования и (возможно) найти какие-то способы их устранения. Как отец одиннадцатиклассника выскажу немного моих собственных мыслей на тему постфактум.
![](http://ic.pics.livejournal.com/zamotkin/717605/53172/53172_original.jpg)
Качественное образование нельзя представить без профессиональных педагогов. Любой профессионализм стоит дорого. Поэтому вопрос зарплаты преподавателей был одним из ключевых на данной встрече. Утверждалось, что средняя зарплата педагогов, например, в Тверском Лицее №1 составляет около 26 тыс. рублей. Что же, вполне неплохо. Конечно, больше бы интересовала бы медианная зарплата, но не думаю, что такая статистика вообще ведётся. С учетом того, что базовая ставка в тверском образовании начинается с 7700 рублей... Средний возраст преподавательского состава неуклонно увеличивается, пока так и не найдены полноценные механизмы завлечения молодых преподавателей в школу. Есть надбавка для молодых педагогов в размере 50%, но она действует лишь первые три года.
Качественное образование невозможно без продуманной программы обучения. Ни раз упоминался существующий новый стандарт образования, но ощутил ли хоть кто-то из учеников и их родителей его наличие?
ЕГЭ, как система оценки знаний, является действительно шагом и существенным положительным отличием от прежней, советской системы. Есть, конечно, в ней некий привкус механистичности, но данная система позволяет получить качественный срез актуальных знаний ученика максимально прозрачно и беспристрастно. Но что же происходит на деле? Существующая практика образования концептуально никак не сочетает с ЕГЭ в качестве финальной точки. И тем самым толкает родителей нанимать репетиторов по ключевым предметам именно для подготовки к ЕГЭ. Причём репетиторов берут совсем не для отстающих, а для отлично и хорошо успевающих учеников.
![](http://ic.pics.livejournal.com/zamotkin/717605/52552/52552_original.jpg)
Есть ещё один механизм оценки знаний, главным образом талантливых учеников - олимпиады. Главным стимулом для участия в олимпиадах являются существенные преференции при поступлении в вузы, вплоть до зачисления без экзаменов за победу на всероссийских олимпиадах. Очень хотелось бы, чтобы в Твери появились постоянно действующая олимпиадная площадка, на подобии существующих при крупных российских вузах. Такая площадка при качественном исполнении вполне может привлечь более качественный состав абитуриентов в тверские вузы, повысит их лояльность к нашим учебным заведениям.
Вряд ли возможно качественное обучение, если оно будет "средним", не учитывающим способности и потребности учеников с разным потенциалом. Я убеждён, что должны существовать как школы для одарённых детей, так и большое количество средних специализированных обучающих заведений. Но конечно, такие заведения не могут появиться (и проявиться) сами собой. Несомненно, перед этим должен возникнуть запрос крупного и среднего бизнеса на заполнение специализированных вакансий с достойным вознаграждением для выпускников данного среднего учебного заведения.
Качественное образование невозможно без современной среды, в которой обучается ребенок. По опыту собственного сына - обычная школа невероятно насыщена современным оборудованием и гаджетами. Слежу за твиттером сына как за сценами из фантастического фильма ;-) Но... Всё-таки вынужден согласиться здесь с Д.А.Медведевым. Прежде чем насыщать школу передовой техникой - начать надо с туалета. Это более существенный элемент среды.
Идея написать всё лично от себя появилась неспроста. По меткому замечанию Сергея Голубева, заместителя председателя ЗС Тверской области, на этой встрече все почему-то говорили на разных языках. Какого-то полноценного вектора у беседы, увы, не получилось. Надеюсь, наше образование не постигнет участь Вавилона.
Спасибо газете "Тверские ведомости" и лично Екатерине Галяминой за фотографии с мероприятия. Более подробный и менее субъективный репортаж читайте в репортаже Игоря Богатырёва там же.
P.S. Как вы относитесь к прозвучавшей на круглом столе идеи ректора Тверской сельхозакадемии Олега Балаяна об объединении всех тверских вузов в одно учебное заведение?