Предложения для Тверского ДСК по застройке Дорошихи
17:10, 08.07.2015 proboknet_tver
Предыстория вопроса
Тверской ДСК собрался построить в Твери новый микрорайон-муравейник в районе ж/д станции "Дорошиха", на самом берегу Волги. Таких масштабных проектов Тверь ещё не видела, разве что микрорайон "Радужный", дворы которого уже превращены в сплошные парковки, сопоставим по объёмам квадратных метров. Зато подобные проекты высотной застройки новых микрорайонов уже давно реализуются в ближайшем Подмосковье. Однако рядом с Москвой имеется огромный дефицит земли, о чём говорят заоблачные цены на квадратные метры, поэтому так и строят. В Твери же подобного дефицита не наблюдается.
Чтобы вас не сбил с толку рендер ниже, приправленный красотой зелени, сразу уточню, что планируется построить 10408 квартир на 14000 жителей (на самом деле будет ещё больше) и примерно на 5000-7000 автомобилей, которые в состоянии всю эту зелень загубить
Почему так делать не стоит и к чему это может привести, можно подробно прочитать об аналогичной застройке в Новосибирске [1].
Самое интересное в планируемое застройке то, что на выбранном месте Генеральный план города Твери, принятый депутатам в 2012 году, запрещал строить дома выше 4 этажей
Как выяснилось позже, ДСК удалось пролоббировать изменения Генплана и воспользоваться его лазейкой под прикрытием многофункциональных общественных центров, для которых требования к высотности почему-то отсутствуют [2]
В итоге там, где планировалось вести малоэтажную застройку до четырёх этажей, собираются впихнуть запредельной высоты муравейники по 17-25 этажей!
В феврале 2015 года были проведены публичные слушания [3], на которых прозвучало много передёргиваний и неточной информации от докладчика со стороны ДСК. Называть это обманом не хочется, во-первых, из уважения к коллегам из ДСК, с которыми у меня получилось пообщаться после всего этого лично. Во-вторых, очень вероятно, что Людмила Максимовна сама не понимает, как должен выглядеть новый микрорайон в современных реалиях и в условиях массовой автомобилизации. Это вполне объяснимо, так как качественное градостроительное планирование, как и транспортная отрасль, в нашей стране развито очень и очень слабо [4].
Пресс-служба ДСК собирает обратную связь
После возникшего недовольства по результатам слушаний пресс-служба ДСК обратилась к городским сообществам с предложением написать свои требования/хотелки к проекту на Дорошихе. Например, предложения паблика "Новостройки Твери" выглядели так: инфраструктура раньше зданий, дороги и тротуары на современном уровне, улучшение береговой зоны, создание парков и садов, разнообразие архитектурных форм [5]. Негусто для паблика, специализирующегося на современных новостройках... Поэтому в марте я не стал отдельно описывать свои предложения, так как не видел в этом никакой пользы, да и времени на это не было. Тем более, что вся суть уже была сформулирована в посте-анализе публичных слушаний.
Мои предложения для ДСК по застройке Дорошихи
Прошло полгода, я значительно подтянул свои знания в градостроительной области и поэтому теперь многое есть что сказать по теме.
Тезисно предложения следующие: - среднеуровневая застройка высотностью от 3 до 6 этажей позволит не допустить чрезмерную нагрузку на все виды сетей, в первую очередь на транспортные, и сохранить экологичность рощи и берега Волги при меньшем количестве личного автотранспорта; - для однозначного разделения общественных и частных пространств необходима поквартальная периметральная застройка, хаотично расставленные по полю дома, как это сделано в текущем проекте, недопустимы; - необходимо отказаться от автомобильной дороги, запроектированной непосредственно по берегу Волги, оставив там только пешеходные и велосипедные дорожки; - не должно быть парковочных мест между домами и рекой, в том числе так называемых "временных", в дворовых проездах; - желательно предусмотреть двухсторонние подъезды, чтобы сделать часть дворов, свободных от автомобилей; - крайне важно увеличить число двух- и трёхкомнатных квартир, иначе в микрорайоне не будут селиться семьи со средним достатком и количеством детей больше одного, что со временем способно превратить весь микрорайон в гетто для неблагополучных слоёв населения.
Это базовые основы, без осознания и учёта которых, на мой взгляд, ничего хорошего на Дорошихе не выйдет. Да, если следовать всем рекомендациям, получится совсем иной сегмент жилья, нежели собрался строить ДСК в данном месте - сегмент среднего уровня вместо планируемого нижнего. На самом деле только это и получится нормально построить на выбранном участке, а не впихивать 20 высоток туда, куда они явно не подходят. Хотелось донести до пресс-службы ДСК и его руководства, что учёт малозначимых замечаний общественности и внесение каких-либо "украшательств" в проект никак не сделают его хорошим. Очевидно, что проект нуждается в полноценной переделке.
Ключевые игроки строительного рынка уже понимают, что в обозримом будущем по всей стране начнут отказываться от панельных высоток, как уже отказались от них во всём мире. Вопрос в том, успеет ли ДСК приспособиться к меняющимся условиям рынка, освоить и закрепиться в новой для себя нише малоэтажного и среднеэтажного строительства, либо так и будет гнать высотки-муравейники, руководствуясь лишь размером прибыли и игнорируя вопросы качественного развития города, до самого своего конца.
Городской портал Твери: новости, погода, афиша, работа (вакансии и резюме), бесплатные объявления (недвижимость, авто), каталог организаций, интернет-магазин.
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на gorodskoyportal.ru обязательна.
Для интернет-изданий — гиперссылка: gorodskoyportal.ru.