Музей следственной тюрьмы НКВД. Взяли с собою Евсея. По дороге рассказала ему, что за музей, что за дом. Он под угрозой – дом сейчас частный, раньше состоял в ведомости КГБ, там и моя подруга когда-то потому жила, что её отец служил в органах. Потом дом «пошёл по рукам». Нынешний домовладелец музей держал в качестве благотворительной для города акции. Сейчас у него финансовые трудности, собирается то ли дом продать, то ли подвал. Жвачкин в музее не заинтересован, в отличие от Кресса. Выделенные на него средства (230 мил.) планировал вложить в создание научно-технического музея. Куда они подевались – никто ничего не может сказать. Но выкупить подвал у владельца не за что – денег на это нет. Поэтому, могут и закрыть.
Музей – это несколько комнат в подвале, где когда-то была тюрьма и кабинеты следователей. Есть камера, есть кабинет, остальные комнаты заполнены документами и фотографиями. Впечатление колоссальное – сколько безвинно погибших или осужденных людей!
Вспоминается рассказ родственницы о музее в Израиле Яд Вашем, где жертвы Холокоста представлены всевозможными новотехнологичными инсталляциями – столбы света, голограммы, фотографии, музыка.
Можно было бы и у нас сделать впечатляющую картину "постановки на поток убийства людей" лишь за то, что они не приняли революцию или даже приняли, но были «из бывших» или просто жертвами доносов.
У нас же их технических внедрений в экспозицию только видеоплейер с фильмом, в котором экспонаты из быта осуждённых да цитирование писем и дневников осужденных.
Много бюстов и портретов Сталина.
Вопрос Евсея, вслед за моими пояснениями, – «Значит, Сталин был плохой?»
Два потрясающих образа – крохотные туфельки в стенде, где про осуждение ЧСИР, и застеклённый выход на разрушенную лестницу, ведущую якобы в расстрельный коридор.
И ещё карта тюрем и лагерей на полу одной из комнат. Каждый пункт – красный, как кровяной шарик. Их ТАК много! Около Томска – 4. Портреты и бюсты Клюева. Шпет.
Судьбы, письма, портреты, биографии.
Кто-то вырвался (удивительно долгие годы жизни), кто-то погиб, кто-то неизлечимо заболел.
И лица, лица, лица... Недоживших свои жизни или с искалеченными судьбами.
Евсей оставил благодарственную запись: «Музей понравился. Спасибо за память о людях. Евсей Савельев, ученик 3-го класса, г. Томск».