Календарь

Октябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Карпицкий Н.Н. Межрелигиозный диалог в Томске

11:10, 21.04.2014  religion_dialog

Карпицкий Н.Н. Межрелигиозный диалог в Томске // Санатана. Журнал вайшнавской общины г. Томска. № 7 (февраль). 2014. С. 42-44.
PDF-файл статьи здесь: https://www.academia.edu/6813955/_._._._._._7_._2014._._42-44


Томский Межрелигиозный диалог не похож на официальные межконфессиональные встречи, которые очень часто распадаются на множество монологов. Диалог стал местом личного общения людей с самыми разными религиозными убеждениями. Он действует не как организация, а как круглый стол – площадка для общения, где представители всех конфессий являются равноправными участниками. Поэтому у него нет руководителя, а всю организационную работу выполняет рабочая группа, в которую может вступить любой желающий.

Когда меня пригласили на первое заседание круглого стола Томского Межрелигиозного диалога 28 апреля 2011 года, я колебался, так как знал, что обычно межрелигиозные встречи, проводящиеся на официальном уровне, исключают подлинное взаимопонимание. Но мои опасения оказались напрасными. На этой встрече преподаватели вузов и представители разных конфессий в живой дискуссии обсуждали тему «Толерантность и межконфессиональный диалог». Тема эта весьма актуальна, так как многие воспринимают религию как идеологию (тут сказывается тяжелое наследие нашей истории), а идеология предполагает партийную борьбу, которая переносится на вопросы веры. Получается, что нетолерантность в вопросах религии связана с подменой веры идеологией.

Дискуссия перешла в практическое русло, когда возник вопрос: «Что мы можем сделать именно сейчас, когда уже начали разрушать жилища людей, чья вера кому-то не нравится?» Возмущение сносом жилых домов вайшнавов в Кандинке побудило создать рабочую группу Межрелигиозного диалога, параллельно началась работа по подготовке межконфессионального фестиваля. С этого момента небольшие встречи между представителями разных конфессий стали проводиться еженедельно. Диалог зажил собственной жизнью, которой невозможно управлять, можно лишь подбирать соответствующую форму для реализации существующей потребности людей в общении и обмене духовным опытом. Время от времени организуются большие мероприятия: дискуссионный клуб, музыкальные фестивали, мероприятия по озеленению города, экскурсии в религиозные общины и т.д.

Уникальность томского диалога в том, что он приобрел неформальный характер, создав сферу личного общения. Это стало возможным благодаря уникальному сочетанию людей с особыми талантами: это люди и с огромным духовным опытом (Садху Махарадж, о. Александр Печуркин), и с критическим мышлением (Михаил Будулуца), и профессиональные ученые (О.В. Хазанов, Т.А. Титова), и просто находящиеся в духовном поиске. Участники диалога столь непохожи друг на друга, что без уникальной способности Ананды Лилы находить личный язык общения практически со всеми диалог, наверное, со временем угас бы. В разных мероприятиях Томского Межрелигиозного диалога приняли участие вайшнавы, православные, католики, буддисты, мусульмане, мормоны, протестанты самых разных направлений, старообрядцы, иудаисты, представители различных духовно-культурных движений и организаций, ученые-специалисты в философии, социологии, истории, этике, религиоведении и даже представители объединения атеистов. За время работы Диалога его мероприятия посетили сотни людей.

Благодаря Томскому Межрелигиозному диалогу удалось преодолеть ряд предрассудков. В частности, многие участники Диалога первоначально опасались касаться вопросов вероисповедания, которые могут разъединить людей разных вер. Как выяснилось на опыте, в открытом обсуждении всех религиозных разногласий формируется позиция настоящего уважения другой точки зрения. Оказывается, религиозные дискуссии и споры не ведут к вражде, напротив, они формуют общую основу для взаимопонимания.

Также имели место неоправданные опасения по поводу того, что убежденность и умелая аргументация могут переубедить кого-либо перейти в другую конфессию и отказаться от своих убеждений (особенно когда неискушенные в богословских вопросах представители одной конфессии встречаются с образованными и эрудированными представителями другой). На самом деле в процессе споров с более подготовленными собеседниками представители конфессий начинали лучше разбираться в своей традиции, что только укрепляло их в собственном вероисповедании.

Как думалось ранее, единоверцы должны скорее достигать взаимопонимания, чем люди разных вероисповеданий. Диалог показал, что взаимопонимание даже по сугубо религиозным вопросам зависит не от принадлежности общей традиции, а от желания понимать другого и личной открытости. Например, искренне верующему православному более близок и понятен искренне верующий вайшнав, чем собственный единоверец православный, понимающий религию как идеологию и инструмент борьбы с инакомыслящими.

Многим казалось, что межрелигиозный диалог решает только внешние по отношению к основной религиозной цели задачи, такие как преодоление предрассудков относительно друг друга, совместное социальное служение, организация творческих встреч, защита прав верующих и т.д., а для глубинного религиозного общения представителей разных конфессий якобы нет основания, так как каждая религия самодостаточна и дает целостное миропонимание. Это соображение верно только тогда, когда личность с определенным набором убеждений рассматривается статично, как будто у неё нет прошлого. Но личность – это не только состояние в данный момент, но становление, постоянно продолжающийся процесс, который всегда несет новое. Невозможно понять становление личности без ее прошлого. Личность самоопределяется на основе своего жизненного опыта, и на разных ступенях ее духовного развития могут возникать разные задачи, решаемые в разных религиях. Поэтому для понимания глубинного смысла собственных религиозных убеждений важно знакомство с духовным опытом других традиций. Этому способствует межрелигиозный диалог, позволяя человеку увидеть себя в более широком контексте, охватывающем иные возможные этапы духовного становления личности, о которых свидетельствуют другие участники диалога.

За время работы Межрелигиозного диалога духовная ситуация в Томске начала изменяться. Даже в тех случаях, когда на диалог приходил всего один представитель конфессии, люди из его общины начинали воспринимать другие религии не через сформированные пропагандой предрассудки, а через личную позицию своего единоверца. Именно поэтому инициаторам суда над Бхагавад-гитой не удалось посеять вражду и недоверие между конфессиями. Более того, события вокруг суда над священной книгой продемонстрировали взаимопомощь между конфессиями. Например, многие православные (о. Александр Печуркин, Н.В. Серебренников, Н.В. Кандыба, А.А. Кузичкин и др.), вопреки выступающему от имени церкви провокатору, поддержали вайшнавов в трудную минуту. Не остались в стороне и другие конфессии, так, например, в организации медийного освещения конференции по Бхагавад-гите очень помогли буддисты. Думаю, что благодаря Межрелигиозному диалогу Томск стал уже другим. Если раньше люди осознавали свое единство только по принципу принадлежности к одной конфессии, то сейчас начинают осознавать свое единство по принципу отношения к религии вообще, понимания ее места в обществе и в духовной жизни. Поэтому в случае несправедливости по отношению к любой конфессии на помощь придут люди из других конфессий.

Не нравится
Нравится
источник: http://tomsk-ru.livejournal.com/721315.html     рейтинг: 0  

Городской Блог