Фото для привлечения внимания сделано мной в Питере в 2007 году. Классное, правда?
Пора снова рассказать обо мне - хорошем депутате. Будни идут и идут, а про добрые дела надо рассказывать.
Так вышло, что в этом году я плотно занимался социальными проблемами (разными компенсациями - плата за детские сады, материнский капитал и т. д.) и боролся с тупыми чиновниками. Пора поведать о нескольких интересных случаях.
Сегодня первая история - про плату за детсады.
У нас же образование типа бесплатное, да? Типа и школьное, и дошкольное, и вузовское.
То есть оно не бесплатное в чистом виде, но каждому гарантируется доступ к бесплатному.
Чтобы не превращать дошкольное в полностью платное, придумана суррогатная форма - "компенсация части родительской платы за содержание ребёнка (присмотр и уход за ребёнком) в соответствующем образовательном учреждении". То есть: всё, давно забыли про бесплатное образование, радуйтесь, если ребёнок вообще в садик попал!
Уточняю про компенсацию: если у тебя один ребёнок, то наше государство компенсирует 20 % оплаты за детсад. Если двое - 50 %, если трое и больше - 70 %.
Ещё недавно действовал "старый" закон об образовании, а с 1 сентября 2013 года вступил в силу "новый". Принципиально они не сильно отличаются, но о нехороших отличиях я расскажу как-нибудь позже.
Итак, есть федеральный закон, который устанавливает право на компенсацию для одного из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующей образовательной организации.
А вот тут начинается самое интересное - порядок обращения и выплаты этой компенсации устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, потому что финансирование этих расходов возложено на них. То есть, дальше (после федерального) у нас есть "средний уровень" - закон Томской области "Об образовании в Томской области", который тупо дублирует федеральный закон и опускает право принятия правил ещё ниже.
Порядок выплаты передан на "нижний уровень" - он устанавливается Администрацией Томской области. Непосредственно деньги выплачиваются гос. учреждениями на местах - "центрами соцподдержки населения".
На этом переходим от теории к фактам. В прокуратуру приходит гражданин с жалобой на центр соцподдержки, который отказал ему в выплате. У гражданина трое детей, при этом первый ребёнок - от первого брака, и родная мать лишена в отношении него родительских прав, а остальные двое - от второго брака. Центр соцподдержки "признал" мужчине только двух детей, а первого "не признал". А почему? Там не все плохие работают, там просто чиновники. И они тупо руководствовались нормой действующего постановления областной администрации, где чётко прописана такая ситуация.
И вот (по чьей-то абсолютной тупости) в постановлении Администрации Томской области от 13.02.07 г. № 25а (пункты 4, 7 порядка выплаты) установлено, что при определении размера компенсации учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью ребенка, на которого оформляется компенсация, принятые под опеку (в приемную семью). Дети, в отношении которых родители (один из них) лишены родительских прав, при определении размера компенсации не учитываются. В случае, когда воспитание ребенка (детей) осуществляется одиноким отцом (в связи с расторжением брака либо в случаях, когда другой родитель (усыновитель) умер, объявлен умершим, признан безвестно отсутствующим, лишен родительских прав (ограничен в родительских правах) или у него отменено усыновление, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы), при определении размера компенсации учитываются его предыдущие дети и принятые им под опеку (в приёмную семью).
Не уловили суть? А всё просто - экс-губернатор В. М. Кресс, подписав это постановление ещё в 2007 году, для целей выплаты компенсаций выделил только мателей и одиноких отцов, полностью дискриминировав тем самым всех остальных отцов. То есть, у матерей учитываются дети от первых браков безоговорочно, а если они воспитываются в семьях отцов, то при расчёте размера компенсации они не считаются. ПОЧЕМУ!???
Не знаю, кто разрабатывал эти правила, но здесь полностью проигнорирована Конституция РФ, гарантирующая каждому социальное обеспечение в установленных законом случаях, а также гарантирующая равенство прав и возможностей для мужчин и женщин. При этом даже законы "Об образовании" (что федеральный, что областной) гарантируют компенсацию любому из родителей, которые непосредственно оплачивают детсад для своего ребёнка. И эти законы никаких условий не ставят! Получается, областная администрация не просто определила порядок выплаты компенсаций, но самовольно перераспределила субъектный состав лиц, имеющих право на выплаты!
Что было дальше? Городская прокуратура подала иск против ОГБУ "Центр соцподдержки населения в г. Стрежевом" в защиту многодетного гражданина. Параллельно прокуратура обратилась к нам в городскую Думу с информацией о том, что постановление Администрации Томской области противоречит действующему законодательству.
Пока рассматривалось судебное дело, с моей подачи Дума городского округа Стрежевой обратилась в Администрацию Томской области с правотворческой инициативой типа "эй, ребята, вы там накосячили, приведите в соответствие?" Но более вежливо, конечно. Прокуратура Томской области вышла к губернатору с аналогичным протестом.
И здесь надо особо остановиться на уникальной личности - это судья Стрежевского городского суда Родионова. Иск попал к ней, она наморщила голову. "Я звонила в Томск, там сказали решать по тому закону, который действует!" - заявила она. Под "Томском" имеется в виду областной суд. Наша городская прокуратура настаивала, что областное постановление явно противоречит всему, чему можно. Плюс обратила внимание суда, что даже городские депутаты и областная прокуратура поддерживают эту тему.
Судья задумалась и приостановила дело. Она направила судебное поручение в Томск, с тем, чтобы там допросили кого-то из обладминистрации. Такой ответственный чиновник нашёлся, он пришёл в суд, где честно заявил, что они признают ошибку, и в настоящее время вносят изменения. Потом мы созвонились, и я поблагодарил этого честного юриста.
Наконец, абстрактная справедливость восторжествовала - и. о. губернатора спешно подписал постановление о внесении изменений. Вот сопроводительное письмо и сам проект постановления, обратите внимание на красный цвет:
Итак, ура-ура, все мужчины в Томской области могут ликовать - их права восстановлены.
И это правда - в нашем садике, куда ходит мой собственный сын, двое человек подошли и сказали спасибо!
У них в семьях есть дети, который центр соцподдержки не учитывал для целей выплаты компенсации.
А теперь вернёмся к судье Родионовой и к обиженному гражданину, благодаря жалобе которого вообще возникла эта тема. Эта феерическая тупица федеральная судья решила дело таким образом - она посчитала, что гражданин действительно имеет право на повышенную компенсацию за троих детей. НО только с момента вступления в силу НОВОГО постановления Администрации Томской области, которым внесены изменения в старое.
Обратили внимание, что я выделил красным? Вы-то молодцы, а вот судье пофигу - раньше изменений не было, действовал старый порядок. Старый порядок изменён Администрацией Томской области добровольно, какие вопросы?
Благодаря той идиотической логике гражданин потерял право на компенсацию за три года!!! Но, увы, прокуратура. дальше обжаловать не стала, и гражданин тоже почему-то не стал обжаловать.
Решение Стрежевского городского суда от 06 августа 2013 года вступило в законную силу.
Теперь мораль. Дискриминационное постановление действовало шесть лет с 2007 года! И никому из миллионного населения Томской области не приходило в голову, что оно незаконное! Население области своим бездействием, безграмотностью, безволием, возможно, и заслужило такую несправдливость, но на кой чёрт нужны многочисленные юристы и чиновники, которые обязаны были изначально сделать ЗАКОННЫЙ документ?
И да, спасибо гражданину Катиранову, который не поленился подать жалобу.