Общество представляет собой жесткую систему социальных ролей – своеобразную матрицу, ячейками которой являются социальные роли. Чем больше социальных связей у социальной роли, тем она значимей.
Как только человек соглашается играть социальную роль, он занимает ячейку социальной матрицы, вырваться из которой предельно трудно. Расположение по ячейкам в матрице не могут перетрясти даже социальные перевороты: большинство людей после короткого периода пертурбации и утряски снова занимают те же самые социальные ячейки, что и раньше. Так было при падении коммунистического режима. Представители номенклатуры перекочевали в новые властные структуры, а за ними и весь старый обслуживающий персонал. Кто был в оппозиции – там и остался. И не удивительно, ведь люди, обладающие волей изменить свою социальную роль, вызывают своей непредсказуемостью опасение у всех, кто прочно закреплен на своих социальных нишах. Кому-то всё же удается изменить свою социальную роль, но большинство таких людей выдавливается из зоны активной социальной жизни в маргинальную зону.
Пока человек не вошел в зону активной социальной жизни – у него есть выбор, какую ячейку занять. В периоды брожения и нарастания протестов жесткость социальной матрицы в сегменте гражданского общества ослабевает, что позволяет появляться новым общественным активистам. Однако временно открывшиеся ячейки социальной матрицы очень быстро снова закрываются, поэтому общественным активистам приходится либо искать другие, более надежные ячейки, либо покинуть зону активной социальной жизни.
Поэтому протестная волна для многих деятелей – всего лишь трамплин, чтобы запрыгнуть на какой-то значимый уровень социальной иерархии. Так было в конце 80-х гг., так есть и сейчас. Многие помнят пламенного борца с монополией КПСС, который в 1989 году победил в Томске выдвиженцев КПСС и стал Народным Депутатом СССР. Через некоторое время ячейка для социальной роли демократического лидера стала смещаться вниз по социальной матрице, и пламенный борец в одночасье переродился в партийно-государственного функционера, не отличимого от тех, с кем ранее боролся.
Сейчас вновь начинаются социальные брожения, и желающих повторить путь Народного Депутата СССР в протестном движении будет очень много. Нынешние раздоры в оппозиции являются следствием конкуренции подобных претендентов.
Не так давно после грубости по телевидению бывшего председателя томской областной думы возникло общественное движение с требованием отзыва депутатов. Но чтобы эта идея консолидировала людей разных всех убеждений, нужно доверие, чтобы борцы за эту идею сами не стали использовать ее как инструмент борьбы одного политического клана против другого. Опасения обоснованы, поскольку один из наиболее известных активистов движения за отзыв депутатов, после помощи в избирательной кампании сам стал помощником депутата, по сравнению с которым бывший спикер думы – мать Тереза.
Эволюция авторитарного режима ведет к упрощению социальной матрицы. В 90-х гг. в структурах власти в небольшом количестве были востребованы самостоятельные и сильные политики, но уже в нулевых годах ячейки социальной матрицы для них стали закрываться. Н.С. Кречетова так долго продержалась в Администрации Томской области лишь благодаря своей политической воле вопреки социальной тенденции. Назначение ее на декоративную должность томского омбудсмена означало почетную ссылку. Но как только Н.С. Кречетова наполнила эту должность своим политическим весом, преждевременная отставка стала неизбежной.
Борьба государства с гражданским обществом направлена на маргинализацию людей с активной гражданской позицией путем ликвидации их социальных связей. Эта борьба ведет к упрощению социальной системы. По мере этого упрощения всё больше людей выдавливается из зоны активной социальной жизни.
Поэтому некоторые непреклонные в 90-х гг. борцы за права человека опустились до доносов на Уполномоченного по правам человека в специальную комиссию думы по отставке. Будучи вытесненными в маргинальную зону, они пытаются использовать шанс хоть как-то встроиться в социальную систему. При этом некоторые принципиальные противники Н.С. Кречетовой, в другой ситуации добивавшиеся бы ее отставки, воздержались от участия в травле. Это означает, что достоинство и этическая позиция человека могут противодействовать социальным тенденциям.
Многие считают, что ради результата можно сотрудничать с кем угодно. Если цель – вписаться в социальную матрицу, то тогда всё верно. Только в этой матрице осталось место лишь для бессовестных функционеров, не имеющих собственной позиции. Все остальные просто съедят друг друга в политических дрязгах, вызванных «прагматичным» сотрудничеством с подлецами. Так уже было в 90-е гг. и нет смысла повторять ошибки.
Если цель – изменить саму социальную матрицу, то нужно поступать вопреки ее правилам, а именно, соблюдать принцип политической гигиены. В частности, не иметь никаких дел с людьми, работающими на подлецов, что вызовет разрыв одних социальных связей и появление других вопреки господствующей социальной тенденции.
PS. Поддержите призыв к их отставке депутатов, утративших моральное право работать в томской областной думе!
http://petition.rf70.ru/index.php/prava-cheloveka/39-protestuem-protiv-reshenija-oblastnoj-dumy