Ежегодно 15 апреля ЮКОС отмечал свой день рождения.
Последний раз в 2007 году по эл.почте было такое поздравление:
Уважаемые коллеги!
Поздравляю Вас с корпоративным праздником – 14-летием со Дня образования нефтяной компании «ЮКОС»!
Благодарю за эффективную работу, высокий профессионализм, которым всегда отличалась наша команда и, конечно, за постоянную нацеленность на решение задач, стоящих перед Компанией.
Хочу пожелать всем Вам, и ветеранам производства, и молодым специалистам, отменного здоровья и долгих плодотворных лет жизни.
Пусть Вам всегда сопутствует удача и успех! Счастье и благополучия Вам и вашим близким!
Президент ЗАО «ЮКОС-РМ» п/п Сергей Трегуб
В этом году компании исполнилось бы 20 лет. Кто же знал, что всё так закончится?
В 2006 году я получил номинацию "Высокий профессионализм" на конкурсе "Лучший налоговый специалист НК "ЮКОС".
Сегодня я хочу рассказать кое-что из новейшей истории, чему сам был свидетелем.
Однажды мы судились с Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1.
Эта инспекция надзирает за всеми нефтегазовыми компаниями нашей страны.
Мы продавали нефть в Китай, а потом доказывали своё право на применение ставки 0 % по НДС.
Несмотря на то, что многокилометровые составы бочек с нефтью долго-долго ехали сквозь сибирскую тайгу на китайские заводы, налоговые инспекторы посчитали экспорт липовым.
Нефть проходила контроль качества и количества при наливе в цистерны; при приёмке на НПЗ её взвешивали и дегустировали китайцы; таможенники и пограничники ставили свои штампы на наших бумажках.
Коробки с тыщами документов ежемесячно отправлялись в налоговую. Мы трясли Кодексом перед лицом инспектора камерального отдела! Это не помогало, и мы пошли в суд.
Здесь юристы ФНС России проявили чудеса правовой эквилибристики.
У них были, конечно, некоторые более-менее серьёзные доводы, но я расскажу о курьёзных.
Во-первых, у нас появились проблемы с шириной железнодорожной колеи!
Привожу доводы ФНС России из возражений на иск:
Налоговый орган настаивал, что если в перевозочных документах нет указания на перемену цистерн, то и вывоз не подтверждается. Нас реально упрекали в том, что мы не предоставили для проверки акты смены колёсных пар на каждую цистерну в ж/д составе!
Про сноску - адреса «официальных» сайтов, где бы содержались сведения о китайских колеях, инспекция так и не указала.
Кроме того, юристы ФНС плохо учили в школе историю, если не слышали про К.В.Ж.Д.
И поэтому суд решил, что:
А другой суд, что:
Во-вторых, у нас появилась проблема с человеком-невидимкой, который подписывал контракты с крупнейшей китайской нефтяной корпорацией. Налоговики выкатили такое:
Несмотря на озабоченность инспекции отсутствием аэропорта в Саранске и медлительностью поездов, суд решил так:
А вы думали, это синекура - быть старшим вице-президентом? Ага, попробуй-ка, помотайся: Москва - Пекин - Эвенкия - Мордовия! Хотя он и не мотался, этот довод легко был признан не имеющим значения и незаконным:
Если вы думаете, что вопрос копеечный, то представьте, что государство задолжало вам 10 копеек.
И не только отказалось отдавать, но и требует с вас по 18 копеек с 1 рубля выручки.
А в нашем деле счёт шёл на миллиарды...
Это конечно маленькая часть нарисованных налоговых проблем ЮКОСа, но весьма любопытная.