27 октября 2012 г. была организована экскурсия для широкой общественности в музей под открытым небом аэропорта ТОМСК.
На данный момент в экспозиции музея представлены 5 самолетов и 1 пожарная машина. Все экспонаты бережно восстановлены и поддерживаются в прекрасной форме силами инженерно-авиационной службы (ИАС) аэропорта ТОМСК, большое спасибо за эту работу всем причастным сотрудникам аэропорта. Экскурсию для нас проводил начальник этой самой службы - Константин Радиевич Семенов. Выражаю ему большую признательность за интересный рассказ и особенно за обстоятельные ответы на многочисленные дополнительные вопросы, было очень познавательно!
И еще одна, отдельная благодарность за создание этого музея - Евгению Якировичу Янкилевичу (бывшему директору а/п Томск). Его энтузиазм и уважительное отношение к славному прошлому некогда великой авиационной державы, позволили создать отличную экспозицию, ставшую изюминкой нашего тихого, уютного аэропорта.
Экскурсия оставила только положительные эмоции!
1. Smile
2. Первый экспонат нашего музея - самолет Ан-2 был восстановлен в 2009 году. Самолет с бортовым номером СССР-07619, заводской номер 1Г15659 был изготовлен в Польше 10 мая 1974 года, а уже 31 мая 1974 поступил в Томское авиапредприятие , где за долгую трудовую карьеру налетал 17153 летных часа, совершив 19393 посадки.
Очень сложно перечислить все населенные пункты куда летал этот Ан-2, так что поверьте на слово этот неутомимый труженик малой авиации СССР заслужил почетную пенсию в музее.
3. Переходим к следующему экспонату музея. Самолет Л-410УВП, бортовой номер СССР-67317, заводской №019401.
Выпущен в Чехии в 1981 году. Его летная карьера получилась не такой продолжительной, он налетал всего 4562 летных часа, совершил 3334 посадки. Вылетав межремонтный ресурс самолет встал на прикол и из-за наступившего безвременья и разрухи так больше в небо и не поднялся...
Восстановлен в 2011 году силами ИАС и теперь занимает достойное место в экспозиции музея.
4.
5. Переходим к следующим экспонатам мимо депо СПАСОП (Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов). На котором я заприметил такие весенние сосули
6. Аэродромный пожарный автомобиль АА-60(7310)-160.01 на шасси МАЗ-73101 - более известен как "Ураган"
7. Следующий экспонат - Ан-24Б, бортовой номер - СССР-47826, заводской номер 17307207. Изготовлен 14 сентября 1971 года, эксплуатировался с рождения и до списания в 1998 году в Томском ОАО -> ТомскАвиа. За 27 лет службы налетал 49793 летных часа, совершил 36392 посадки. Восстановлен в 2010 году.
Более экономически эффективные модификации этого самолета - Ан-24РВ до сих пор являются основой флота авиакомпании ТомскАвиа.
8.
9.
10.
11. Следующий экспонат музея - Як-40К, бортовой № RA-88298, заводской номер 9930160. Выпущен 26 марта 1979 года и с рождения до 1993 года летал в Сирийской авиакомпании Syrian Arab Airlines (под номером YK-AQH). В 90-е несколько раз менял хозяев в том числе и с судебными тяжбами... Последним эксплуатантом стала Томскнефть. После передачи самолета в музей, наклеены логотипы советского Аэрофлота, но полностью борт перекрашивать не стали. Поэтому получился такой гибридный вариант.
12.
13. В рамках экскурсии 27 октября мы не посещали салон этого самолета, но поскольку ранее я в нем уже был, для полноты картины эти фотографии включены в репортаж.
14. место бортпроводника, за ним виден кусочек салона 2-х классной компоновки
15. Это судя по всему бизнес-класс, на 4 кресла.
16. Прежде чем перейти к показу следующего экспоната, небольшое отступление о там, как он появился в нашем музее. Ту-154М единственный на данный момент экспонат, который прибыл в музей самостоятельно. Самолет с бортовым номером RA-85685 (заводской номер 90A853) авиакомпании ЮТэйр прибыл в Томск 28 декабря 2011 года из Уфы. А еще 23 декабря 2011 он выполнил свой крайний коммерческий рейс с пассажирами. Далее будет серия фотографий со встречи самолета 28 декабря.
17.
18. Последняя посадка в летной карьере. Этот самолет был выпущен 23 октября 1990 года, эксплуатировался в авиакомпаниях Мавиал - Магаданские Авиалинии, Владивосток Авиа и ЮТэйр. Налетал 22070 часов, 7630 посадок.
19. Живой старый самолет не распиленный на дальних стоянках аэропорта, а переданный в музей - без Деда Мороза тут точно не обошлось!
20.
21. Несколько фотографий салона
22.
23. Кухня
24.
25. Кабина экипажа, теперь в рамках экскурсии любой желающий может на миг представить себя пилотом большого реактивного самолета.
26.
27. Рабочее место бортинженера
28.
29.
30. Через некоторое время после прилета самолета, прибывшие инженеры ЮТэйра сняли все необходимое оборудование которое еще могло быть использовано в эксплуатации (двигатели и несколько приборов из кабины). А самолетом занялись сотрудники ИАС а/п Томск и вот какого красавца мы теперь видим:
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42. Небольшая панорамка (2500 pix)
43. Наше транспортное средство для перемещений по перрону аэропорта.
44. Ну и на этом всё.
За организацию данной экскурсии, спасибо Татьяне!
Контактную информацию для организации экскурсии, можно найти здесь:
http://airport.tomsk.ru/topassengers/excurs/?excursId=6&action=pubs