Год для российского туризма выдался непростым.
И пока вся страна в шоке от банкротств питерских и московских туроператоров на Юге происходят свои перемены - не столь заметные посторонним, но от того не менее увлекательные для участников данного процесса.
Что же стало основой для перемен?!
Во-первых, конечно, это новое состояние курорта Сочи, которое коренным образом изменило расклад сил в сфере внутрироссийского туризма на Юге страны.
Огромное число новых отелей по факту обрушило цены на услуги размещения не только в Сочи, но и в целом по региону стоимость отдыха стала снижаться. Весной еще новые отели по цене стояли насмерть, но в первых числах июня нервы сдали. Одним из первых устроил распродажу отель Sea Galaxy (бывш. 4-й высотный корпус сан. "Светлана"), выйдя на рынок с ценой путевки на июль-август в 1600 руб./сутки с человека, включая 3-разовое питание...
Вслед за ним отель "Азимут" в Имеретинке сделал свое специальное предложение и тут понеслось - со "своим ответом Чемберлену" на рынок пошел самый крупный отель Европы, который тоже так случайно оказался в той самой Имеретинке с предложением по 500 руб. в сутки за проживание с человека. Этим отелем оказался комплекс "Бархатные сезоны" на 18 000 мест.
С чем встречаем осень?
В целом, благодаря снижению цен, отели смогли обеспечить себе достаточно высокую загрузку в период с июля по сентябрь. И наши власти, что городские, что краевые, получили полное право честно рапортовать: "Сезон состоялся!". Разумеется, никто не стал считать соотношение доходов и расходов у отелей и прочего курортного бизнеса, ориентированного на туристов... А в кулуарах бизнесмены признаются, что по заработанным деньгам этот сезон ощутимо уступает даже прошлому году (из отзывов владельцев малых отелей, прибрежных рестораторов, владельцев пунктов проката морских развлечений и т.д.).
Когда закончатся деньги?
Пока еще сезон продолжается и определенный запас живых денег есть и на предприятиях и в карманах местного населения. Да и приток продолжается, пусть и совсем уже не такой мощный, как в середине лета. Но погода уже показала свой осенний характер, а значит и падение спроса на курортные услуги не за горами.
Из опыта прошлых лет можно отметить, что ощущение безденежья в целом по обществу в Сочи приходит примерно через полтора-два месяца после того, как загрузка отелей упадет ниже 40%. Пока можно сказать, что такое снижение загрузки можно ожидать к 20 октября, а значит и денег в городе станет ощутимо меньше к концу ноября.
Кто же в выигрыше?!
Конечно же, это наши санатории... Имеющие хорошую медицинскую базу, наработанную клиентуру, подготовленный персонал, сочинские здравницы уже сейчас планируют работу по следующему летнему сезону, ведь вопросы с загрузкой в осенне-зимний период практически решены. Да, придется выполнить достаточно большой объем работы по приему и размещению гостей. Их нужно будет и накормить, и обеспечить процедурами. Но это - технический по сути вопрос.
А вот отелям и пансионатам, как и предприятиям из других сфер экономики Сочи (кафе и рестораны, банки и транспорт, розница продуктовая и прочая) придется за клиента побороться в жестком режиме.
P.S.
И это я еще не рассказал, какими кадровыми решениями и подковерными интригами сопровождается весь вышеуказанный процесс перемен... Быть может, когда-то решусь рассказать и об этом :)