Оговорки по Фрейду
В пятницу законопроект появился на сайте Минкульта и даже попал в рассылку подписчикам, но потом исчез – видимо, в нем обнаружили технические ошибки и сейчас их устраняют. В тексте, который оказался в распоряжении редакции, действительно есть нестыковки и «оговорки по Фрейду». Например, упомянуто, что должностные лица органа государственного надзора имеют право в ходе проверок беспрепятственно посещать места проведения лотерей. Что ж, правила работы в туризме явно пишут с игорного бизнеса. Известно, что некоторые спорные моменты еще будут обсуждаться как в Министерстве культуры, возможно даже при личном участии Владимира Мединского, так и в экспертном сообществе. Но суть, по словам экспертов, вряд ли изменится. На это уже просто нет времени. Власть, ошеломленная цепной реакцией скандалов в туризме, торопится принять законопроект как можно скорее.
Коротко о ключевых новациях и возможных последствиях.
Агентствам найти по миллиону
Наряду с федеральным реестром туроператоров предлагается создать реестр турагентств. Согласно проекту поправок, чтобы вести деятельность на законных основаниях, турагент должен будет получить фингарантию на 1 млн рублей. А это значит, что придется договариваться со страховщиками, у которых нет страхового продукта для розницы, да и не горят они пока желанием связываться с турбизнесом. Как вариант – можно пойти в банк, но там, даже если согласятся выдать гарантию, потребуют обеспечение. И скорее всего, в форме депозита на тот же 1 млн рублей.
Предполагается, что туроператоры, заключающие договоры фрахтования воздушного судна либо его части, впервые должны будут предоставить фрахтовщику дополнительные гарантии «оплаты по договору на последующие 10 календарных дней» (банковский депозит, банковская гарантия). И при этом выдавать туристам перевозочный документ по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом.
Абсолютно для всех туроператоров выездного туризма, согласно проекту, вводится новая шкала исчисления фингарантий: один процент от общей годовой цены туристского продукта в сфере выездного туризма за год, предшествующий отчетному, но не менее 30 млн рублей. Кстати, для тех, кто указывает, что реализует в России продукт иностранного туроператора, предусмотрено: «при исчислении общей годовой цены учитывать именно общую стоимость реализованного продукта иностранного туроператора».
Очень мощная «Турпомощь»
Революционным изменением можно считать введение лимита ответственности по фингарантиям. В законопроекте предлагается ограничить размер компенсации, которую туристы смогут получить в рамках финансовых гарантий – не более 10 тыс. рублей на человека. С одной стороны, в этом случае договориться со страховщиками будет проще, так как они смогут лучше спрогнозировать свои риски, с другой – такое ограничение вряд ли обрадует более-менее обеспеченных клиентов. У них появится еще один аргумент в пользу самостоятельного туризма.
Но вместе с тем по новому законопроекту разрастаются возможности «Турпомощи». При ней предлагается создать еще один фонд, страховой, из которого возмещать туристам потери при невыполнении обязательств по размещению за границей. Пополнять его хотят, естественно, силами самих туроператоров – им надо будет помножить количество ежегодно отправляемых туристов на 100 рублей и перевести эти деньги в «Турпомощь».
Причем обязанность пополнять компенсационный фонд, предназначенный для эвакуации, тоже сохраняется. Задумана трехступенчатая шкала. Туроператоры, отправляющие до 100 тыс. туристов ежегодно платят 100 тыс. рублей, отправляющие до 500 тыс. – 300 тыс. рублей, самые крупные раскошеливаются на полмиллиона. То есть те, кто рассчитывал на снижение взносов, будут разочарованы.
И еще на текущие расходы «Турпомощи» ее участникам предписано отчислять уже не по 10 тыс. рублей, а до 0,05% от объема общей годовой цены туристского продукта в сфере выездного туризма. Конкретную сумму должно будет установить общее ежегодное собрание самой «Турпомощи».
Блатных в туризм не возьмут
Наряду с финансовыми мерами в туризме может быть введен целый ряд заградительных барьеров и механизмов контроля. Например, туроператоров обяжут проходить ежегодный аудит, кроме того, «соблюдать требования финансовой устойчивости и платежеспособности, нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств». Причем определением нормативов займется Ростуризм. В его зону ответственности также попадает проверка соответствия «требованиям деловой репутации» должностных лиц туроператорских и турагентских компаний. Занимать должности директора, главного бухгалтера или его «зама» не смогут, например, ранее судимые граждане. А это значит, что руководителям понадобится в сжатые сроки получить соответствующие справки о несудимости, на что портал госуслуги отводит до 30 дней.
И еще одна революция, прямо-таки космического масштаба. Впервые в законопроекте вводится понятие электронной путевки и предусматривается создается «Реестр договоров о реализации туристских продуктов в сфере выездного туризма». Это государственная информационная система, в которую участники рынка будут обязаны отправлять данные о проданных турах. Как именно – непонятно.
Кто выживет?
Цель, сформулированная в самом названии законопроекта, выполнена. Ответственность участников рынка повышена до небес, правовая защита туристов тоже. Но пока остается неясным, как создаваемые механизмы контроля будут работать, большинства инструментов для реализации мер по регулированию просто не существует. Поэтому очень сложно прогнозировать, какая часть турбизнеса сможет перестроиться. Блиц-опрос, проведенный редакцией на выходных, показал: эксперты ожидают самой большой чистки в рядах розницы. По разным оценкам, если отраслевые юристы не придумают легальных схем ухода от положений законопроекта, более половины точек продаж будут вынуждены закрыться, входной порог станет непреодолимым для случайных, малопрофессиональных агентств и тех, кто накопил финансовые проблемы. Поредеют и списки туроператоров, для части из них новые взносы и перестройки окажутся неподъемными. Надеяться на послабления вряд ли приходится – в нынешних условиях власти не будут даже слушать «защитников малого бизнеса» выездного направления, поскольку события последних месяцев показали всем необходимость реальной защиты потребителей. Можно предположить, что закон заточен в интересах крупного бизнеса. Но и здесь есть свои «но». Подробнее об этом в следующем материале на HotLine.travel.
http://www.hotline.travel/v_tsentre_vnimaniya/136493/v_turizme_izmenitsya_vse/