Кратко о данных об исполнении федерального бюджета за 7 месяцев, опубликованных вчера Мифином.
1. Если помните, в мае я писал, что ситуация с наполнением российского бюджета остается на удивление хорошей. Данные за июль – первые, которые позволяют констатировать ее заметное ухудшение. Месячный дефицит достиг космических 892 млрд рублей и это против 1,5 триллионного профицита за первые 4 месяца года. Т.е. за 7 месяцев профицит составил всего 482 млрд, а это значит что использовать резервы ФНБ начнут уже осенью, если не в августе.
2. Расходы в июле составили 2,65 трлн руб. Для сравнения расходы первых трех месяцев 2022 составляли 2 трлн в месяц, С тех пор мы видим устойчивый рост данного показателя на 100-200 млрд в месяц. Поскольку детализацию расходов публиковать перестали, понять по каким статьям идет рост расходов невозможно.
Отталкиваясь от последних доступных апрельских данных можно предположить, что дополнительные военные расходы составили 450-500 млрд в месяц, по другим статьям 150-200 млрд. Как я ранее говорил, молниеносно нарастить военные расходы невозможно, что однако не значит, что они не будут расти постепенно по мере затягивания войны.
3. Нефтегазовые доходы в 2,5 раза меньше апрельских, но на 10% выше июньских. На нефтегазовые доходы ожидаемо влияет сокращение экспорта газа, которое производится по инициативе самой России, и, что важнее, эффект от укрепления рубля, который снижает рублевые доходы как экспортеров так и Минфина. Следует отметить, что в текущей ситуации ослабление рубля – едва ли не единственный очевидный резерв увеличения доходов бюджета.
4. Характерен незначительный, но все же рост, акцизов и НДС связанных с импортом. Логистические цепочки ожидаемо перестраиваются и импорт растет. Следует ожидать продолжения данной тенденции в ближайшие месяцы.
5. Самое странное, чему я не вижу никаких очевидных объяснений, резкое почти трехкратное падение поступлений по НДС июль к июню (двукратное в сравнении с июлем 2021), на фоне роста поступлений по НДФЛ в 2,5 раза и поступлений по налогу на прибыль на 30%. Понятно, что НДС поступает неравномерно. Понятно что могут быть какие-то разовые крупные возмещения/зачеты. Но все равно выглядит очень странно. Разница июнь к июлю более 500 млрд рублей по внутреннему НДС.
Это пожалуй ключевое неизвестное для интерпретации происходящего. Если в ближайшие пару месяцев НДС вернется к средним значениям последних месяцев, то июльский дефицит останется разовой аномалией. Однако даже в этом случае нет никаких сомнений, что из устойчиво профицитного федеральный бюджет превратился в устойчиво дефицитный.
Автор — Дмитрий Некрасов