Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

Как в Израиле заботятся о пожилых?

12:10, 30.06.2022  sochi

В России только приступили к созданию системы долговременного ухода за пожилыми людьми, а в Израиле такая система существует более 20 лет, при этом реформа продолжается. 

Спецкор “Ъ” Ольга Алленова провела четыре дня в этой стране, пытаясь понять, как государство защищает интересы пожилых людей, какую роль в этом играет общество и почему в израильских учреждениях говорят по-русски.

Эффект бублика

Дом для пожилых людей «Бейт Йона» внутри похож на круизный лайнер: несколько ярусов этажей-«палуб» смотрят в огромный холл, устланный коврами. Играет тихая музыка. В мягких креслах и на диванах, за отдельными столиками происходит какая-то частная жизнь: пьет чай компания пожилых людей, о чем-то говорит молодая дама с престарелыми родителями, здесь же бегают маленькие дети, которые приехали навестить родных.

Общение и активность — главный способ профилактики деменции, полагают израильские врачи
Общение и активность — главный способ профилактики деменции, полагают израильские врачи

Управляющий домом для пожилых Евгений Гуревич разрешает посмотреть комнаты на первом этаже, в которых живут клиенты. Домашние шторы, кровать с толстым одеялом, подушка в изящной наволочке, вещи в шкафу на вешалках. Отдельно в коридоре умывальник с зеркалом, которое можно наклонить легким нажатием пальца к человеку, сидящему в инвалидном кресле. «Он должен видеть себя, свое лицо — это важно»,— поясняет Гуревич.

Пройдя мимо жилых комнат по коридору, попадаем в большую «гостиную зону» — здесь за столами сидят пожилые люди: кто-то рассматривает книгу, у кого-то наушники и планшет. Несколько сотрудниц дома помогают клиентам выполнять какие-то задания на развитие мелкой моторики рук. Люди здесь — сильно пожилые и малоподвижные. Это отделение долговременного ухода — для тех, кто уже не может самостоятельно ухаживать за собой. Контролирует его Минздрав.

Этажом выше живут те, кому нужна незначительная поддержка (в этом им помогают помощники по уходу), а на третьем и четвертом этажах расположены квартиры самостоятельного проживания. Эти отделения находятся под контролем Министерства социальной опеки. Живущие там люди сами ходят в магазин и готовят себе завтрак.

По словам Гуревича, это обязательное условие для того, чтобы пожилые люди как можно дольше сохраняли навыки самообслуживания: «Если персонал все делает за клиента, то клиент становится социальным инвалидом еще до того, как получает реальную физическую инвалидность. Если вы принесли ему еду в кровать или кормите его из ложки, вы забрали у него функцию. А если вы вывезете его в столовую, он увидит, как едят другие, и попытается есть самостоятельно». Это, кстати, базовое правило для всех гериатрических учреждений Израиля.

В одном из домов для престарелых мне рассказали историю женщины, родившейся с инвалидностью и прожившей всю жизнь с матерью, которая за ней ухаживала. Когда мать умерла, ее дочь оказалась в доме для престарелых. Она отказывалась брать ложку, потому что привыкла, что ее кормит мать. «Мы вывозили ее к столу на каждый прием пищи, она ничего не ела — сидела и смотрела, как едят другие. Но однажды за ужином она вдруг взяла со стола бублик и съела его. С тех пор мы это называем эффектом бублика».

Заглядываю в небольшое хозяйственное помещение: буфетчица в розовом фартуке кладет на подносы аккуратно сложенные белые салфетки, вилки и ножи. Сейчас у жителей этого отделения начнется обед. Пораженная видом столовых приборов, я спрашиваю Гуревича, не боятся ли они давать их людям с ментальными нарушениями: в российских ПНИ я никогда не видела столовых ножей. Мой вопрос вызывает недоумение и у Гуревича, и у представителя контрольного управления израильского Минздрава, гериатрической медсестры Клаудии Консон, которая сопровождает нас в этой поездке.

— А почему эти люди должны лишиться вилок и ножей? Только потому, что заболели? Это поражение в правах.

— В наших ПНИ считается, что это опасно.

— У нас нет ПНИ. Это дом, человек имеет право жить дома с полным комфортом. Меня недавно спросили российские коллеги, почему у каждого человека в отделении долговременного ухода своя одежда. А почему у них должна быть казенная? Они не в Бухенвальде и не в Освенциме. Им и так пришлось трудно: они перешли из родного дома сюда. Что у человека остается своего? Своя одежда, свой запах, свой шкафчик, свои фотографии. И это не надо трогать.

Почему человек должен лишиться красивой посуды, соуса и сметаны на столе? Он живет в доме для престарелых не для того, чтобы у него отобрали все, к чему он привык. Он живет там для своего удобства.

У поста медсестры в просторном холле сидит пожилая пара: женщина в инвалидной коляске, мужчина рядом на стуле. Он держит ее руку в своей и что-то тихо говорит на ухо. Ее голова безвольно висит на груди, она смотрит из своего кресла в пол — как в другой мир. Ее зовут Батшева, что значит «Седьмая дочь», его — Нахом.

Они пришли сюда несколько лет назад. Он знал ее диагноз и понимал, что скоро ей понадобится помощь. Первые годы они жили наверху — в отдельной комнате. Когда жене стало хуже, ее перевели на первый этаж, в отделение долговременного ухода. Но еще целый год муж забирал ее днем наверх, в свою комнату, они запирали дверь, и никто их не беспокоил. Теперь она его больше не узнает, потому что в этом мире осталось только ее тело. Нахом приходит к ней утром и уходит вечером. Они вместе сидят во дворе под деревом, и он о чем-то тихо ей рассказывает.

Медсестра Анжела 15 лет назад переехала в Израиль из Луганска. В Израиле много русских медсестер, поясняет она: медиков с советским образованием здесь ценят, хотя переобучаться приходится всем эмигрантам. В штате дома для пожилых есть врач, но не круглосуточно: каждый пациент продолжает получать дополнительные медицинские услуги по страховому полису от больничной кассы.

Анжела ведет меня по коридору, мимо комнаты эмоциональной разгрузки — там проводят сеансы светорелаксации, музыкотерапии, ароматерапии. В кресле аккуратно сложено несколько детских кукол, похожих на младенцев. «У нас здесь живут два человека, которые потеряли детей в концлагере,— поясняет Анжела.— Если человек об этом вспоминает, он начинает плакать. Мы даем ему куклу, и он успокаивается. Иногда кладу куклу ему в кровать — и он засыпает с улыбкой».

В соседнем корпусе строится центр дневного пребывания для пожилых людей — с гостиными, столовой с террасой, залом ЛФК, парикмахерской, учебной кухней. Гендиректор «Бейт Йоны» Сара Снир говорит, что этот центр будет открыт не только для жителей «Бейт Йоны», но и для всего города: сюда смогут приходить пожилые люди за получением социальных услуг, тут откроют модное кафе, так что здесь смогут бывать и школьники, и студенты. Кстати, по соседству с домом «Бейт Йона» — школа, не отгороженная от приюта забором.

Низкие окна в центре придумали для того, чтобы персоналу было видно людей, гуляющих во внутреннем дворе, рассказывает Сара, это дает больше свободы тем, у кого есть небольшие проблемы с ориентацией в пространстве. Зону дневной занятости разделили таким образом, чтобы в одной специалисты занимались с людьми с когнитивными нарушениями, а в другой — с ментально сохранными клиентами. Короткую экскурсию Сара Снир заканчивает лаконично: «Вы понимаете, в каком районе мы находимся. Сюда иногда летят бомбы. Я покажу вам бомбоубежище».

Богатая наследница, Сара Снир решила открыть дом для пожилых 20 лет назад. Мэр города выделил ей землю, комплекс она построила на благотворительные средства. Стоимость проживания здесь чуть ниже государственных тарифов — 8,2 тыс. шекелей в месяц ($2258) в отделении для самостоятельного проживания, 14 тыс. шекелей ($3855) в отделении для маломобильных клиентов. А уровень обслуживания, по словам Клаудии Консон, очень высокий.

Благотворительные организации, которые не занимаются коммерческой деятельностью и все заработанные деньги пускают на содержание благотворительного проекта, в Израиле называются «амута». Это что-то вроде НКО. Продать этот дом владельцы не могут. Такие социальные проекты здесь обычно открывают именно богатые филантропы — для этого им достаточно получить государственную лицензию. Дома для престарелых могут быть коммерческими, некоммерческими и государственными.

Государственных учреждений такого профиля в Израиле единицы: по словам Клаудии Консон, государству невыгодно и содержать, и контролировать такие учреждения, поэтому оно привлекает в эту сферу третий сектор. Получив лицензию, организация может войти в реестр поставщиков социальных или медицинских услуг — в таком случае государство будет компенсировать ее затраты на содержание «бюджетных» клиентов.

Правда, платит государство здесь только за тех граждан, у которых нет ни денег, ни недвижимости. Таких в «Бейт Йоне» чуть больше 1%, остальные живут частным порядком. Евгений Гуревич поясняет:

«Пока у человека есть деньги, государство за него платить не будет. Если у него есть квартира, ему предлагается ее сдавать и сумму арендной платы выплачивать государству».

— А если он отдал квартиру и деньги детям?

— В Израиле это легко проверить. Если человек хочет в дом для пожилых, государство имеет право проверить его счета. Бывает, что человек говорит, что он беден, но при проверке выясняется, что пять лет назад у него был большой счет, а теперь ничего нет. Понятно, что тогда вопросы к родственникам: «Если хотите, чтобы ваш папа жил в доме пожилых, платите».

— А если они откажутся, куда ему деваться?

— В таком случае пожилой человек будет жить в доме для престарелых, а с его детей государство будет удерживать алименты на его содержание. Государство не может платить за всех. Оно платит только за тех, у кого действительно ничего нет.

Право на выбор

В частном доме для пожилых в деревне Шореш два отделения — для людей с ментальной инвалидностью и для тех, кто не может самостоятельно передвигаться. По такой схеме работают практически все израильские учреждения для пожилых.

Владелец бизнеса, молодой предприниматель Идо Аленберг, прикладывает к считывателю в лифте электронный ключ, и мы поднимаемся на второй этаж. Из лифта сразу попадаем в опенспейс, большое открытое пространство, где за столами сидят пожилые люди. Здесь же — пост медсестры. У поста мужчина докладывает кому-то в телефонную трубку по-русски: «Да, да, я позавтракал!» От лифта этот зал отгораживает лишь невысокая, чуть выше пояса, прозрачная стена.

«Важно, чтобы наши клиенты видели, кто к ним пришел,— поясняет Аленберг.— В то же время здесь живут люди с ментальными нарушениями, поэтому самостоятельно уехать на лифте они отсюда не смогут».

На большой информационной доске указан день недели на иврите, арабском и русском. Сегодня — воскресенье. Все сидящие в зале чем-то заняты — рисуют, слушают музыку через наушники, общаются с соцработником или помощником по уходу. Малоподвижные сидят у столов в своих инвалидных креслах. Пройдя через все отделение до террасы, я понимаю, что в кроватях в это время суток нет никого. Комнаты светлые и просторные, каждая на двух жильцов.

Оба отделения в Шореше контролирует Минздрав, поясняет Аленберг: «Государство контролирует всех, кто оказывает такие услуги пожилым, независимо от формы собственности». Любой бизнесмен, решивший открыть дом для пожилых, должен выполнить ряд рекомендаций Минздрава. Например, здание должно быть типовым, с широкими коридорами и дверьми, в которые могли бы пройти большие инвалидные коляски; в каждой комнате может жить не более двух человек при нормативе не менее 30 кв. м жилой площади; в отделении здесь обязательно должны быть медсестра, соцработник, эрготерапевт и физиотерапевт.

По стандартам Минздрава в отделениях для людей с незначительными нарушениями не может быть меньше 11,8 ставки помощников по уходу и 5,8 ставки медсестер на 36 человек. В отделении для людей с нарушениями двигательного аппарата — не менее 14 помощников по уходу на 36 человек.

За работу врача-гериатра государство добавляет учреждению шесть баллов в системе подсчета денежного стимулирования учреждений на пациента в день, поэтому гериатры есть во многих домах для пожилых — это выгодно. Зато в таких учреждениях нет штатного врача-психиатра: он работает в обычном медучреждении, а сюда приходит по мере необходимости и остается на телефонной связи с персоналом.

«У нас здесь живут и компенсированные психиатрические пациенты,— поясняет старшая медсестра Елена.— Если у них начинается обострение, их кладут на несколько дней в психиатрическую больницу, где им подбирают терапию, а потом они возвращаются сюда, ведь здесь их дом».

Любой пожилой гражданин Израиля может сам выбрать, где и как ему жить: он может остаться дома и получать услуги сиделки на дому, а может пойти в дом для престарелых. Многие выбирают второй вариант, потому что уход в таком учреждении лучше, а общения больше.

Клаудия Консон поясняет, что семьи, отдающие своих стариков в такие дома, не стигматизированы: все знают, что качество жизни здесь высокое, риск падений ниже, чем дома, при этом родные стараются навещать своих стариков как можно чаще в соответствии с еврейской традицией: «Пожилой человек с тяжелыми ментальными нарушениями — это проблема для семьи, где есть маленькие дети. Нельзя требовать от всех содержать родителей дома и ухаживать за ними. В Израиле люди должны много работать, чтобы заслужить хорошую пенсию, не всегда они могут ухаживать за своим пожилым родителем. У каждой семьи свои потребности, поэтому нужны разные решения: кому-то — хороший дом для престарелых, кому-то — дом ассистированного проживания, а кому-то достаточно посещать центр дневного пребывания и получать услуги сиделки. Важно отталкиваться от человека, от потребностей его семьи, а не от того, что в государстве есть только один тип учреждений».

За проживание в доме для пожилых государство забирает 75% пенсии. «Необходимо, чтобы эти 25% оставались у пожилого человека — например, чтобы он мог купить конфет своим внукам,— говорит Консон.— Бедность и нужда разрушают личность».

На просторной террасе с видом на залитый солнцем зеленый ландшафт знакомлюсь с жителем этого дома, он опрятно одет и читает газету. Кажется, что ему лет 70, но на самом деле — 98. Его зовут Израэль, он ветеран Великой Отечественной войны, попал на фронт в 18 лет. В конце 80-х его сын уехал из России в Израиль, а вскоре перевез сюда отца с сестрой.

— Сын у меня программист, дочка строит дороги,— рассказывает Израэль.— Они работяги.

Он живет в этом доме для пожилых четыре года — говорит, что может ухаживать за собой сам, но из-за больных ног ходит с большим трудом, ему необходима поддержка.

— А дети навещают?

— Конечно. И внуки часто приходят.

Покидая террасу, я слышу, как Израэль задумчиво повторяет вслух: «Из России приехали, надо же. И я из России».

Продолжение читайте здесь!


Не нравится
Нравится
источник: https://zm-sochi.livejournal.com/1584678.html     рейтинг: 0  

Городской Блог