Территория нынешней Турции притягивала к себе людей во все времена. Удобное расположение, приятный климат и богатые природные ресурсы оценили по достоинству все великие империи – хетты, эллины, персы, римляне, византийцы и, конечно же, османы.
Так что туризм на этих землях существовал еще задолго до начала нашей эры. Кого-то прельщали морские пейзажи и диковинные фрукты, кто-то прибывал с целью, как бы сегодня сказали, медицинского туризма на многочисленные термальные источники, а кого-то просто манил загадочный Восток.
Первый отель западных стандартов открылся в Турции еще в 1841 году, назывался он Hotel d’Angleterre и был расположен в районе современной улицы Истикляль. Через 20 лет, в 1863, в Стамбул прибыла первая организованная туристическая группа – 142 человека из Вены и других европейских городов. Спустя еще 20 лет, в 1883, из Парижа в Стамбул впервые отправился знаменитый «Восточный экспресс».
После основания Республики
У основанной в 1923 году Турецкой Республики было множество более важных задач (развитие образования, индустриализация, армия и т. д.), чем развитие туризма. Да и обстановка в мире - политическая нестабильность, экономическая депрессия и, наконец, Вторая мировая война - не способствовали путешествиям.
Только к середине 1950-х у Турции вновь забрезжила надежда на прогресс в туристической сфере. Страну посетило аж 28 625 человек - не мало для того времени. Забегая вперед скажу, что в 2019 эта цифра составит почти 52 миллиона.
В 1963 был составлен четкий план формирования и развития туристического сектора. Но план, очевидно, был не слишком хорош – вплоть до 1980-х рост хоть и был, но назвать его активным очень сложно. В основном, конечно, из-за отсутствия необходимых финансовых вливаний и, в целом, нестабильной экономической и политической ситуации в стране.
Но Турция все равно готовилась стать центром туристического притяжения, хоть и опосредовано - развивая внутреннюю инфраструктуру, строя автомобильные и железные дороги, возводя отели, открывая курсы гидов и школы гостеприимства, создавая управление по туризму и издавая законы, необходимые для привлечения капитала, в том числе и иностранного.
Головокружительный взлет
Если бы вы оказались на средиземноморском побережье в 80-х, то увидели бы небольшие рыбацкие городки и сельскохозяйственные деревеньки. Население Анталийского региона на тот момент составляло около 750 тысяч, из которых 468 жили в деревнях. Сегодня здесь сосредоточено 2,5 млн человек, и это без учета тех, кто приезжает из других регионов работать на время туристического сезона.
1980-е стали поворотными в истории туризма в стране. Власти реализовали пакет мер экономической стабилизации, перейдя от политики импортозамещения путем индустриализации к стратегии роста и развития на основе экспорта. При этом большое внимание было уделено такому важному сектору привлечения иностранных инвестиций, как туризм.
На этот раз план развития туризма сработал идеально. И 1,2 млн туристов за почти 40 лет (с 1980 до 2019 превратился в 51,7 млн, а прибыль с 326 млн долларов выросла до 34,5 млрд).
Приятным бонусом к сильно увеличившимся доходам стал значительно выросший показатель занятости в стране. Ведь туристический сектор дал большое количество рабочих мест. По последним данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, непосредственно в туризме в Турции занято более 600 тысяч человек, а учитывая смежные области, обслуживающие туристический сектор, всего более 2 млн человек.
Как удалось достичь таких невероятных результатов?
Прежде всего, было решено сделать упор не на культурно-историческую составляющую, а на курортный отдых, что весьма логично для страны, омываемой четырьмя морями. И как только министерство культуры и туризма определяло перспективные районы, туда немедленно вкладывались деньги в развитие инфраструктуры.
Далее потенциальным инвесторам предоставлялись крайне привлекательные стимулы - бесплатная аренда земли под строительство, кредиты под возведение объектов с низкими процентными ставками, льготные тарифы на электричество, воду и газ, освобождение от ряда налогов и пошлин.
Кроме того, были вложены впечатляющие суммы в главный двигатель торговли – рекламу, а также создание благоприятного имиджа страны. Средства для продвижения своего туристического бренда за рубежом Турция продолжает тратить и по сей день.
Согласно статистике министерства культуры и туризма Турции, на сегодняшний день лидирующее число туристов, выбирающих Турцию, приезжают из России. На втором месте находятся немцы. За ними следуют граждане Болгарии, Великобритании, Ирана, Грузии и Украины.
Россияне полюбили Турцию не случайно. Начиная с 90-х годов в рекламу на рынке страны инвестировались серьезные деньги.
C середины 90-х Россия познала вкус свободы и заграничных выездов. Здесь как раз подоспела Турция с ее планом развития туризма. Страны и народы радостно пожали друг другу руки и договорились о дружить. Турция изо всех сил старалась предоставить доступный отдых, а российские туристы с благодарностью пользовались предлагаемыми им благами. А благ этих было достаточно – море, солнце, культурная программа и, конечно же, отели «все включено».
Нет определенности в вопросе о том, когда и где зародилась система «все включено». В Турции первые отели, работающие по этой системе, появились в 90-х. И эта возможность заранее точно знать, во сколько обойдется отдых, и не заботится о дополнительных тратах стала настоящим подарком не слишком богатым на тот момент российским туристам.
Это позже турецкое «все включено» достигнет невероятных люксовых высот, предлагая все больше и больше опций и доходя до 5 тысяч евро за ночь и выше...
Городской портал Сочи: новости, погода, афиша, работа (вакансии и резюме), бесплатные объявления (недвижимость, авто), каталог организаций, интернет-магазин.
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на gorodskoyportal.ru обязательна.
Для интернет-изданий — гиперссылка: gorodskoyportal.ru.