Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

Апарт-отель, «Все включено» или санаторий: Что выбрать инвестору?

17:10, 07.12.2021  sochi

Сейчас в городах-курортах мы видим целый ряд тенденций, иногда впрямую противоречащих друг другу. С одной стороны, губернатор Краснодарского края В. Кондратьев четко обозначает вектор:

— Мы продавали пляжный отдых. Горнолыжный отдых. Это эмоции. Мы эмоции продавали. За ними люди и возвращались. А теперь нам надо продавать не только эмоции, давайте продавать здоровье! Бальнеология. Восстановление послековидное. Давайте продавать тот продукт, который будет востребован сегодня.

Мы еще не приближались к бальнеонаправлению и к другим темам, связанным со здоровьем нашего населения. А если темы пойдут, а они точно пойдут, то и зарубежные туристы поедут к нам за здоровьем.

***

И этому вектору следуют не только ряд инвесторов, но и владельцы уже действующих отелей – так «Гранд отель & spa. Родина» 5* и Radisson Collection 5* открывают у себя полноценные медицинские центры и превращаются, по факту, в хорошие санатории.

С другой – ряд работающих санаториев перестает быть таковыми, кто-то, как пансионат с лечением «Олимпийский Дагомыс» превращается в апарт-отель, а кто-то, как санаторий «Известия», становится площадкой под строительство очередного жилого комплекса…

Жилые дома на курортах, несомненно, нужны, но санатории, если честно, нужны в разы больше…

Вопрос: Почему санатории нужнее? И что стоит выбирать инвестору, а что стоит поддерживать властям?

Если смотреть в короткой перспективе (2-3 года), то многим инвесторам хочется войти в проект, быстро построить что-то ликвидное с минимальными затратами и быстрее выйти из проекта с максимальной доходностью. 

Но что, если мы посмотрим в горизонте 5 лет? 10 лет?

Если оценим три варианта (апарт-отель, отель «Все включено» и хороший санаторий), то практически сразу очевидно – вложений и экспертизы в отель «Все включено» требуется явно побольше, чем в апарт-отель. А хороший санаторий для многих вообще кажется слишком сложным и в плане строительства, и в управлении.

С одной стороны все так. С другой - % загрузки по году, доходность с номера и на вложенный капитал явно у курортных отелей «Все включено» больше, чем у апарт-отелей, а санатории могут вообще показывать фантастические варианты.

Так, весьма опытные инвесторы и управленцы, группа компаний «Алеан», строит не апарт-отели, а именно отели «Все включено» в сегменте 4 и 5 звезд. Инвестор и управляющая компания из Израиля активно вводит в строй уже санатории и тоже 4 и 5 звезд (речь про санатории «Плаза» на КМВ). Другой инвестор из Баку более чем успешно инвестировал в санаторий «Источник» в г. Ессентуки и сейчас заканчивает более масштабный проект санатория на курорте Железноводск. 

Эти примеры отнюдь не единичны, хотя и не столь массовы, как бы хотелось видеть настоящим профессионалам курортной сферы.

Перед вполне закономерными выводами хочется еще подчеркнуть и интересы краевых и местных органов власти, а также собственно жителей курортных городов. 

Речь про следующее:

  1. Количество и качество рабочих мест – в апарт-отеле их супер минимум, в отелях «Все включено» рабочих мест сразу ощутимо больше и качество выше. Санатории здесь вне конкуренции – именно тут самая высокая добавочная стоимость и самый квалифицированный труд.
  2. Объем налогов в бюджеты всех уровней самый минимальный именно у апарт-отелей, в отелях «Все включено» объем уплачиваемых налогов примерно на 20-50% больше, в санаториях разница с отелями может составлять до 350% в год в расчете на 1 номер.
  3. Обьем денег, вовлекаемых в экономику города и края (по факту – экспорт услуг), также самый минимальный у апарт-отелей, сильно больше у отелей «Все включено» и самый большой – у хороших санаториев с грамотно поставленным управлением.

Выводы:

Первое – грамотные инвестиционные проекты с высокой добавленной стоимостью чуть сложнее в реализации (но здесь нужно просто не стесняться привлекать качественных специалистов в разных отраслях), зато дают несравнимо более высокий уровень прироста капитала и несравнимо более высокую эффективность при дальнейшем развитии проекта.

Второе – дефицит качественного бизнес-образования приводит к очень коротким горизонтам планирования у инвесторов, что, в итоге, сильно ухудшает качество инвестиционных проектов курортной сфере Краснодарского края и других курортных регионов Юга России.

Третье – экспертам из заинтересованных сфер и участникам рынка стоит активнее вести разъяснительную работу среди инвесторов на предмет оказания им помощи в плане разработки и реализации качественных инвестиционных проектов.

Ключевая задача – все реализуемые инвест. проекты должны не только обеспечивать качественный продукт для рынка и хорошую доходность для инвестора, но и способствовать росту его репутации, что позволит инвестору дешевле и проще привлекать средства на последующие и еще более качественные проекты в курортной сфере!

Инвесторы могут не только зарабатывать на курортных проектах. Они могут и должны ГОРДИТЬСЯ тем, как круто эти проекты подготовлены и реализованы.

Дмитрий Богданов,

председатель Правления Ассоциации Отельеров АМОС

7 декабря 2021 г.

Не нравится
Нравится
источник: https://zm-sochi.livejournal.com/1547658.html     рейтинг: 0  

Городской Блог