Апарт-отель, «Все включено» или санаторий: Что выбрать инвестору?
17:10, 07.12.2021 sochi
Сейчас в городах-курортах мы видим целый ряд тенденций, иногда впрямую противоречащих друг другу. С одной стороны, губернатор Краснодарского края В. Кондратьев четко обозначает вектор:
— Мы продавали пляжный отдых. Горнолыжный отдых. Это эмоции. Мы эмоции продавали. За ними люди и возвращались. А теперь нам надо продавать не только эмоции, давайте продавать здоровье! Бальнеология. Восстановление послековидное. Давайте продавать тот продукт, который будет востребован сегодня.
Мы еще не приближались к бальнеонаправлению и к другим темам, связанным со здоровьем нашего населения. А если темы пойдут, а они точно пойдут, то и зарубежные туристы поедут к нам за здоровьем.
***
И этому вектору следуют не только ряд инвесторов, но и владельцы уже действующих отелей – так «Гранд отель & spa. Родина» 5* и Radisson Collection 5* открывают у себя полноценные медицинские центры и превращаются, по факту, в хорошие санатории.
С другой – ряд работающих санаториев перестает быть таковыми, кто-то, как пансионат с лечением «Олимпийский Дагомыс» превращается в апарт-отель, а кто-то, как санаторий «Известия», становится площадкой под строительство очередного жилого комплекса…
Жилые дома на курортах, несомненно, нужны, но санатории, если честно, нужны в разы больше…
Вопрос: Почему санатории нужнее? И что стоит выбирать инвестору, а что стоит поддерживать властям?
Если смотреть в короткой перспективе (2-3 года), то многим инвесторам хочется войти в проект, быстро построить что-то ликвидное с минимальными затратами и быстрее выйти из проекта с максимальной доходностью.
Но что, если мы посмотрим в горизонте 5 лет? 10 лет?
Если оценим три варианта (апарт-отель, отель «Все включено» и хороший санаторий), то практически сразу очевидно – вложений и экспертизы в отель «Все включено» требуется явно побольше, чем в апарт-отель. А хороший санаторий для многих вообще кажется слишком сложным и в плане строительства, и в управлении.
С одной стороны все так. С другой - % загрузки по году, доходность с номера и на вложенный капитал явно у курортных отелей «Все включено» больше, чем у апарт-отелей, а санатории могут вообще показывать фантастические варианты.
Так, весьма опытные инвесторы и управленцы, группа компаний «Алеан», строит не апарт-отели, а именно отели «Все включено» в сегменте 4 и 5 звезд. Инвестор и управляющая компания из Израиля активно вводит в строй уже санатории и тоже 4 и 5 звезд (речь про санатории «Плаза» на КМВ). Другой инвестор из Баку более чем успешно инвестировал в санаторий «Источник» в г. Ессентуки и сейчас заканчивает более масштабный проект санатория на курорте Железноводск.
Эти примеры отнюдь не единичны, хотя и не столь массовы, как бы хотелось видеть настоящим профессионалам курортной сферы.
Перед вполне закономерными выводами хочется еще подчеркнуть и интересы краевых и местных органов власти, а также собственно жителей курортных городов.
Речь про следующее:
Количество и качество рабочих мест – в апарт-отеле их супер минимум, в отелях «Все включено» рабочих мест сразу ощутимо больше и качество выше. Санатории здесь вне конкуренции – именно тут самая высокая добавочная стоимость и самый квалифицированный труд.
Объем налогов в бюджеты всех уровней самый минимальный именно у апарт-отелей, в отелях «Все включено» объем уплачиваемых налогов примерно на 20-50% больше, в санаториях разница с отелями может составлять до 350% в год в расчете на 1 номер.
Обьем денег, вовлекаемых в экономику города и края (по факту – экспорт услуг), также самый минимальный у апарт-отелей, сильно больше у отелей «Все включено» и самый большой – у хороших санаториев с грамотно поставленным управлением.
Выводы:
Первое – грамотные инвестиционные проекты с высокой добавленной стоимостью чуть сложнее в реализации (но здесь нужно просто не стесняться привлекать качественных специалистов в разных отраслях), зато дают несравнимо более высокий уровень прироста капитала и несравнимо более высокую эффективность при дальнейшем развитии проекта.
Второе – дефицит качественного бизнес-образования приводит к очень коротким горизонтам планирования у инвесторов, что, в итоге, сильно ухудшает качество инвестиционных проектов курортной сфере Краснодарского края и других курортных регионов Юга России.
Третье – экспертам из заинтересованных сфер и участникам рынка стоит активнее вести разъяснительную работу среди инвесторов на предмет оказания им помощи в плане разработки и реализации качественных инвестиционных проектов.
Ключевая задача – все реализуемые инвест. проекты должны не только обеспечивать качественный продукт для рынка и хорошую доходность для инвестора, но и способствовать росту его репутации, что позволит инвестору дешевле и проще привлекать средства на последующие и еще более качественные проекты в курортной сфере!
Инвесторы могут не только зарабатывать на курортных проектах. Они могут и должны ГОРДИТЬСЯ тем, как круто эти проекты подготовлены и реализованы.
Городской портал Сочи: новости, погода, афиша, работа (вакансии и резюме), бесплатные объявления (недвижимость, авто), каталог организаций, интернет-магазин.
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на gorodskoyportal.ru обязательна.
Для интернет-изданий — гиперссылка: gorodskoyportal.ru.