Стало быть, главное — только в том, чтобы владеть собой.
Кто в чем учен, тот в том пусть и старается!
Не с тобой одним такое бывает.
Таким образом, как сострадание есть горе о чужом несчастье, так зависть есть горе о чужом счастье.
Сократ, говорят, разгуливал однажды весь день до вечера, и когда его спросили, зачем это, он ответил: «Чтобы ужин был вкуснее, заготавливаю впрок к нему голод».
Таково, стало быть, дело утешителя: искоренить горе целиком, или успокоить, или ослабить по мере сил, или подавить и пресечь, или перенести на другой предмет.
Источник и причина горя — не в предметах, а в суждениях.
Я продолжаю считать, что причина скорби – не природа вещей, а людское о них мнение: если причина – в вещах, то почему предвиденные неприятности становятся легче?
Чтобы избавиться от несчастий, нужно исцелиться душой, а этого нельзя достичь без философии.
Ведь душе приходится судить о своей болезни лишь тогда, когда то, что судит, само уже больное.
Бывает и так, что и несмысленная толпа имеет свое мнение о чести, а истинную честь и нравственность увидеть и понять не может; и люди, сбитые с толку голосом толпы и мнением большинства, впадают в заблуждение и полагают почетным то, что превозносит толпа.
По правде сказать, напряжение души необходимо при исполнении всякого долга – оно как бы единственный страж этого долга.
Но особенно спокойно встречаешь смерть тогда, когда закат человеческой жизни украшен достойными похвалами. Кто совершенным образом явил совершенную добродетель, о том никогда нельзя сказать, что он мало жил.
Никто никогда не пойдет на смерть за родину без немалой надежды на бессмертие.
Несомненно, что каждый должен брать пример с лучших образцов своей породы, а какой образец лучше, чем те, кто отроду посвятил себя помощи людям, заботе о людях, спасению людей?
В сознании людском неким образом живет какое-то предчувствие будущих веков, и чем больше дар, чем выше дух, тем тверже оно держится, тем нагляднее предстает глазам. Не будь это так, кто бы в здравом уме стал подвергать себя вечным трудам и опасностям?
А наши философы? Сочиняя книги о презрении к славе, ни один не забывает надписать на них свое имя.
Лишь могучему гению под силу отъять ум от чувств и оторвать собственную мысль от общей привычки.
Мертвым быть ничуть не страшно, умирать – куда страшней.
Страх – это осторожность без разума.
Что негоднее и позорнее, чем изнежившийся мужчина?
Один из спартанцев в разговоре с врагом на похвальбу перса: «Наши дроты и стрелы закроют солнце!» – ответил: «Что ж, будем сражаться в тени!»
Для будущих времен он садит саженцы.
Вся жизнь философа, по выражению того же Платона, есть подготовка к смерти.
Не стыжусь признаться в своем незнании.
Да, увидеть душу душою же – великое дело; в этом и состоит смысл Аполлонова завета: «Познай самого себя».
Здоровье души, говорят они, в покое и постоянстве.
Наука об исцелении души есть философия, но помощь ее приходит не извне, как помощь против телесных болезней, – нет, мы сами должны пустить в дело все силы и средства, чтобы исцелить себя самим.
В каждом человеке живут два человека: один – чтобы повелевать, другой – чтобы покорствовать. Говорится это не зря: душа ведь разделена на две части, из которых одна причастна разуму, а другая – нет. И когда говорится, что мы должны властвовать собою, это и значит, что разум должен сдерживать неразумие.
Нет блага, кроме достойного, нет зла, кроме позорного.
Возделывание души – это и есть философия.