Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

Что общего между древнеиндийской кастовой системой Индии и современной психологией?

17:10, 13.10.2021  sochi

Помните, как в школьном курсе истории нам преподносили кастовую структуру общества в Индии? Общество делилось на несколько каст (варн, или сословий) - шудры, вайшьи, кшатрии и брахманы. Ещё выделялась каста неприкасаемых, но древние арии её не включали в сословную структуру общества. 

Какие ассоциации и чувства у вас вызывает кастовая структура? Скорее всего, чувство несправедливости и классового угнетения. Верно?

Юрий Савельев, автор текста
Юрий Савельев, автор текста

А теперь постарайтесь отстраниться от этого стереотипа и посмотреть на кастовую структуру общества не с точки зрения классовой борьбы, а с точки зрения психологии. 

В этом случае исчезает классовая политическая подоплёка и на первый план выходят качества характера и темперамента людей, психотипы, подразделяющие их на группы по интересам и профессиональным способностям. Ведь для каждой варны была характерна та или иная сфера профессиональной деятельности, предполагающая наличие того или иного темперамента у человека. Это легко понять, если провести аналогию между типами темперамента, определяющими стиль поведения, и качествами, которыми должен обладать человек, принадлежащий к той или иной варне.

Например, одна из наиболее массовых варн - шудры. Это трудящиеся, слуги, наёмные работники - то есть все те, кого в наше время принято относить к рабочему классу. Чаще всего это люди, обладающие узкопрофессиональными компетенциями. В своей области они могут быть настоящими профессионалами. Но, обратной стороной узкой квалификации часто является погружённость в систему предрассудков, нередко навязанных извне. Как многократно показывала история, это в своей массе люди, легко управляемые разного рода манипуляторами и вождями, из которой формируется «критическая революционная масса».

Как правило, мотивы активной предпринимательской деятельности или духовного развития у них проявляются редко, так же как и лидерские качества. В ведической психологии эти свойства связаны с тамо-гуной (гуной невежества и пассивности). Человек живет своей тихой жизнью, всю жизнь работая на одном месте, не желая что-то в ней менять и не стремясь к чему-то новому. Часто в своих проблемах винит других - начальство, правительство, соседей и т.д. В современной психологии ей соответствует такой тип темперамента, как меланхолик.

Следующая варна - вайшьи - ремесленники, земледельцы и торговцы. Сегодня к ней можно условно отнести предпринимателей. Это тип людей с активной жизненной позицией и предпринимательской жилкой, которая усиливается их мощным эго. В ведической психологии за это отвечает раджо-гуна (гуна страсти и активности). В современной психологии ей соответствует такой тип темперамента, как холерик - активный, инициативный и эмоциональный тип.

Идём дальше. Следующая варна - кшатрии - правители и воины. Сегодня к ней можно условно отнести политиков (только активных и ответственных политиков, а не политических аферистов или рядовых чиновников-исполнителей), а также силовиков (опять же не всех, а тех, кто превыше всего ставит свой долг перед страной и обществом). К сожалению, и тех и других сегодня очень не много. В ведической психологии - это люди, которые должны в себе сочетать раджо-гуну с саттва-гуной (гуной благости и духовности). Первая придаёт им активности и энергичности, отвечает за волевые качества. Вторая даёт рассудительность, справедливость, ответственность, дальновидность и потребность служить другим. В современной типологии темперамента этой варне соответствует сангвиник.

Последняя варна - брахманы - жрецы, учёные, подвижники, мудрецы (их иногда называют в Индии двиджа- дважды рождённые, то есть испытавшие первое рождение - физическое, и второе - духовное). В ведической психологии ей соответствует саттва-гуна (гуна благости), дающая мудрость и освобождающая от иллюзий и желаний материального мира. В современной психологии этой варне соответствует такой тип темперамента, как флегматик, обладающий такими качествами, как сдержанность, спокойствие, рассудительность, основательность, упорство, доброжелательность.

Понятно, что некорректно сравнивать варны и типы темперамента напрямую, непосредственно, так как, во-первых, отличается их содержательное наполнение, во-вторых, Варна сочетает в себе характеристики темперамента и природных способностей человека. Но в целом очевидные соответствия присутствуют. Поэтому (ещё раз хочу поставить акцент на этой мысли) в древней Индии кастовая система была, в первую очередь, не инструментом сегрегации людей на классы с целью эксплуатации одних другими, как нас приучили считать, а это была система, учитывающая психологические особенности и способности людей к той или иной деятельности. Как бы сейчас выразились - профориентационная система.

Но возникает вопрос: Почему же тогда в кастовой системе человек не мог перейти из одной варны в другую, даже если он стремился расширить свои компетенции, а вынужден был оставаться в ней до конца своей жизни?

Ответ прост. Темперамент, как и варна, не меняется в течение всей жизни. Если человек родился с темпераментом меланхолика, он никогда не сможет стать сангвиником, холериком или флегматиком. Такова его психологическая природа. Её невозможно поменять, сколько ни старайся. Темперамент - это одно из ключевых качеств личности. И лучший способ жить в гармонии со своей природой - научиться наилучшим образом использовать свой темперамент. Ведь в каждом типе темперамента есть как отрицательные, так и положительные качества.

Тип темперамента всегда связан с нашим предназначением и нашими талантами. Научившись использовать его лучшие стороны, мы способны осознать свое предназначение и реализовать свои таланты. Другими словами, выполнить программу жизни. В противном случае вместо талантов на первый план будут выходить наши пороки, которые станут мотивами наших поступков и решений.

Согласно ведической психологии, человек может перейти из одной варны в другую - более высшую варну, лишь в своём следующем воплощении (то есть, в следующей жизни). И то лишь в том случае, если он идеально прожил свою жизнь и смог извлечь из качеств своей варны (или темперамента) всё самое лучшее и светлое, что она позволила дать ему. Если он выполнил свою программу жизни.

Другими словами, в основу древнеиндийской кастовой системы закладывалась эволюция души и сознания. Варны - это ступеньки этой эволюционной лестницы. Как только человек (точнее, его сознание) извлекает всё самое лучшее на этом этапе, он получает возможность подняться на ступеньку выше.

Именно с кастовой системой, как эволюционной лестницей развития сознания человека, связано понятие прарабдха-кармы. Прарабдха-карма - это, так называемая, пророщенная карма. То есть, карма, плоды которой пришло время пожинать. Именно она определяет принадлежность к той или иной варне в нынешней жизни. Или выражаясь языком современной психологии, - закладывает в нас определенный тип темперамента, который сопровождает нас всю жизнь. И это наш выбор, как мы им воспользуемся - будем рассматривать как набор ограничений или как набор возможностей, ведущих к самореализации…

Не нравится
Нравится
источник: https://zm-sochi.livejournal.com/1532516.html     рейтинг: 0  

Городской Блог