Что же пишет одно из ведущих деловых изданий России?!
- В нынешнем туристическом сезоне на рынке отмечают спад спроса на туры в Европу и рост — на внутренние пляжные направления. Туроператоры начинают формировать массовый российский пляжный продукт — эффект может быть заметен уже следующим летом
Боязнь санкций и подорожавший евро — вот два фактора, задавшие тон туристическому сезону. «А вдруг мне не дадут визу? А вдруг кредитка работать не будет? А вдруг из страны выдворят?» — чего только не навоображал себе российский турист весной этого года на фоне политических проблем, связанных с украинским конфликтом, жалуются операторы. Плюс значительно выросший валютный курс, плюс общая стагнация потребления, плюс ограничения для работников силовых структур на выезд за рубеж. Все это привело к тому, что спрос на выездной отдых, особенно в страны Европы, сократился. Немного выросли продажи безвизовой Турции, вернулся на прежние позиции Египет, но самое важное — стал заметен резкий всплеск интереса к внутреннему пляжному туризму: Сочи, Анапа, теперь еще и Крым. Этот интерес уловили крупные туроператоры, уже в нынешнем сезоне на Черное море полетели первые чартеры, то есть впервые операторы приступили к формированию на нашем Черноморском побережье массового продукта, у которого в дальнейшем есть шансы по ценам потягаться с турецкими курортами. По мнению участников рынка, следующий год может стать переломным для российских пляжных курортов, если удастся исправить ошибки и устранить недостатки нынешнего сезона.
Выезд подгорает
«Сезон туроператоры встретили не в лучшей форме, — рассказывает Майя Ломидзе, исполнительный директор ассоциации туроператоров АТОР. — Начиная с прошлой осени на рынке было заметно снижение потребительского спроса, лихорадило Египет, который в октябре закрыли, потом проблемы с Таиландом, очень осторожная зима — сумели удержать продажи на горнолыжный отдых, но и только. С прошлого года поднакопить финансового жирка также не удалось — число туристов выросло в основном за счет горящих туров, продаваемых часто ниже себестоимости. Начало же сезона ознаменовалось новыми проблемами — политическая нестабильность, рост валютных курсов, сокращение покупательной способности россиян — все сказалось на спросе негативно».
Больше всего «горят» Греция, Болгария, Испания. Так, тур в Грецию на три дня в июне можно было купить всего за 5 тыс. рублей, что не покрывает даже себестоимости перевозки. Ко всему прочему в этом году на рынках Греции и Испании активизировались европейские туристы, которые почти перестали ездить в Египет (в отличие от россиян, восстановивших весной уровень спроса). Соответственно, отельеры этих стран держат свои расценки на довольно высоком уровне, так что те операторы, кто сделал ставку, к примеру, на греческое направление, скорее всего, получат по нему неутешительные финансовые результаты.
В целом же ожидается, что число выездных российских туристов в этом году вырастет не больше чем на 5%. Для туристического рынка это стагнация — например, в прошлом году данный показатель вырос на 19%. В финансовом отношении сезон также будет непростым — практически по всем направлениям, кроме Турции, предложение превышает спрос, а значит, стоимость туров падает и хорошо заработать на них не удастся.
В Сочи, в Анапу, в Крым, далее везде
Снижение спроса на выездной туризм компенсировал бум интереса к внутреннему рынку. Майя Ломидзе, ссылаясь на аналитику пользовательских запросов в «Яндексе», говорит, что Россия по спросу вышла на второе место после Турции, показав прирост запросов на 30%. А запросы по Крыму и вовсе выросли вдвое. Правда, далеко не весь спрос был в итоге удовлетворен. По словам Сергея Толчина, основной рост числа туристов пришелся на неорганизованный сектор, когда люди сами, на машинах, на поезде или самолетами, добирались до Сочи или в Крым и размещались там в частном секторе. Организованный туризм вырастет не столь значительно, хотя практически все операторы, работающие на внутреннем рынке, отмечают всплеск продаж. Так, Татьяна Бузюмова, руководитель отдела отдыха в России и странах СНГ компании «Нева Трэвел», говорит, что продажи по Анапе в этом году расширятся примерно на 20%, по Сочи прирост меньше, так же как и по Крыму, где продаются только отели, без включения в тур авиа- или железнодорожных билетов. «В новом сезоне после Олимпиады в Сочи добавилось по разным оценкам порядка 40 тысяч мест размещения, — говорит Сергей Толчин из НТК “Интурист”, — это очень большая цифра для Сочи, даже на всем Анталийском побережье Турции добавляется не больше 30 тысяч мест размещения в сезон. Перед российскими туроператорами открываются новые возможности, мы их активно изучаем и будем использовать».
Два других крупных оператора, «Библио Глобус» и Coral Travel, в этом сезоне впервые вышли на внутренний рынок. Генеральный директор Coral Travel Джошкун Юрт в интервью агентству Rata-news отметил, что после Олимпиады сочинский регион получил уникальный шанс для развития туризма: с одной стороны, появился огромный пул новых мест размещения, в том числе отличные отели, входящие в международные сети, с другой — девальвация рубля подстегивает спрос. Именно поэтому Coral Travel, имеющий амбиции одного из ведущих игроков, и решил серьезно заняться развитием данного направления. С конца мая до окончания сезона в сентябре компания поставила чартерные программы от Metrojet в Анапу и Сочи (это первые чартерные программы на российский курорт) — по два рейса в неделю в каждый город. Программы уже проплачены, все риски Coral Travel берет на себя, что свидетельствует о серьезности намерений оператора. В этом сезоне он планирует отправить на Черноморское побережье около 30 тыс. туристов. Конечно, в сравнении с общим числом их клиентов — порядка 2 млн в год — это немного, но, как отмечают в компании, объемы сегодня не главное, важнее грамотно выстроить весь процесс доставки и пребывания туристов в Краснодарском крае: встречи, трансфер, размещения, развлечения, анимация и т. д., в пакет включили даже страховку. Также важно отработать процесс обучения агентств, продающих туры оператора (на первом этапе это около 2 тыс. компаний). Пока у них мало информации по региону, нет опыта продаж, и некоторые просто боятся предлагать Россию. Весной циклы семинаров по Краснодарскому краю и Кавказским Минеральным Водам (КМВ) прошли в 30 городах страны. А к зиме будут готовы предложения по лечебному и горнолыжному отдыху — не только в Краснодарском крае, но и в Подмосковье, средней полосе России, Карелии, на Урале и в Алтае. Летом 2015 года в планах продавать уже все регионы России, а потом — заняться въездным туризмом, доведя число туристов на внутреннем рынке до нескольких тысяч человек.
Большие задачи ставит перед собой и «Библио Глобус», который также впервые в этом сезоне начал продавать пакетные туры с полным комплексом усуг в Сочи и Крым, чуть ранее — на курорты КМВ. Чартерных рейсов оператор не поставил, но выкупил жесткие блоки мест на рейсах своего стратегического авиапартнера «Трансаэро». Основную ставку этот оператор делает как раз на Крым, намереваясь в нынешнем сезоне отправить туда порядка 400 тыс. туристов. Как сообщили «Эксперту» в пресс-службе компании, пока отправлено около 20 тыс. человек. Весной в Севастополе открылось представительство компании, в Крыму законтрактовано порядка 400 отелей, в Сочи — около 300, предлагающих разные варианты размещения, в том числе и уже привычный туристам all inclusive. Полетная программа в Сочи, Крым и КМВ осуществляется из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани.
Преодолеть препятствия
Процесс формирования массового продукта на российские курорты только начинается. Цифры весьма показательны: в этом сезоне загрузка новых объектов на возникшем после Олимпиады курорте в Имеретинской низменности составит всего порядка 30%, тогда как в старых сочинских объектах — около 86%, а в Анапе и вовсе 96% (по данным пресс-службы Министерства туризма Краснодарского края). Как рассказал Сергей Толчин, инфраструктура новых объектов пока оставляет желать лучшего — появились целые микрорайоны отелей, но нет бассейнов, не хватает зон отдыха, детских развлечений и т. д. Татьяна Бузюмова из «Нева Трэвел» отмечает, что продавать текущий сезон новые отели просто опоздали — всю зиму они были заняты подготовкой к Олимпиаде, а когда она закончилась, время ушло: к марту практически все операторы уже имеют четкую сформированную летнюю программу. Да и до сих пор у новых отелей масса проблем — многие все еще не определились, от имени каких юрлиц и на каких условиях заключать договоры, добавляет Татьяна Бузюмова. У туристов мало информации по новым сочинским объектам, никто не знает, что это за курорт — Имеретинская низменность. Чем там можно заняться? Его нужно теперь продвигать отдельно. И вообще, Сочи не позиционируется в глазах туристов как курорт для семейного отдыха (а семьи — это подавляющее большинство пляжных туристов). Анапа же, которая позиционируется именно так, уже практически заполнена, многие отели давно в стоп-листе. Так что Сочи придется серьезно поработать над позиционированием.
Ну и конечно, главное ограничение — стоимость авиаперевозки туристов на морские курорты. Сегодня цены на поездки в Сочи и Крым малоконкурентны по сравнению с той же Турцией. «Себестоимость авиадоставки туриста в Турцию чартерным рейсом составляет порядка 320–360 долларов, его проживание в пятизвездном отеле по системе “все включено” — около 40–50 долларов за ночь, — поясняет Сергей Толчин. — А в Сочи билет стоит от 500 долларов и выше, проживание в качественных объектах — порядка 70–80 долларов. Для того чтобы снизить стоимость расходов на одного туриста и сделать предложение выгодным и для авиаперевозчика, и для отельера, нужно постараться расширить рамки сезона, чтобы он длился не с июня по сентябрь, как сейчас, а с мая по октябрь включительно». Авиадоставка в Крым стоит и того дороже, добавляет Татьяна Бузюмова, — в июне билеты на июль стоили порядка 18 тыс. рублей туда-обратно (та часть билетов на весь сезон, что продавалась по тарифу «эконом» — около 7 тыс. рублей, — была выкуплена мгновенно частными туристами). В Крыму возможности наращивать перевозку за счет чартерных полетов нет физически — пропускная способность Симферопольского аэропорта ограничена: порядка 800 тыс. человек за сезон. Возможно, изменит ситуацию перепрофилирование военного аэродрома в Бельбеке под нужды гражданского авиасообщения, но, чтобы не упустить и следующий сезон, он должен начать работу с перевозчиками по формированию летной программы уже этой осенью.
Сегодня отдых в Сочи в пакетных турах все еще дороже среднего пакета по Турции. По информации на рынке, чартеры Coral Travel в Сочи грузятся плоховато (в отличие от Анапы — она, как уже отмечалось, продается лучше). Как отметили в «Нева Трэвел», в Сочи сегодня первыми раскупаются как раз самые дорогие, высококачественные, хорошо знакомые туристам объекты размещения. То есть в глазах организованных туристов Сочи остается курортом для богатых, на бюджетный отдых рассчитывают в основном те, кто добирается туда самостоятельно на поезде или автомобиле. Но уже в следующем году ситуация может измениться.