Великолепный материал от наших коллег из Турпрофи:
Крым: пока разговоров больше, чем продаж
По понятным причинам турпоток из Украины в Крым остановился, иностранцы тоже вряд ли поедут отдыхать на полуостров. Остается рассчитывать только на своих — то есть на россиян. Государство взялось всеми силами «раскручивать» курорт, обратили на него внимание и федеральные туроператоры, рынок застыл в ожидании субсидированных авиатарифов... Да только надо ли все это туристам?
Новички: как летят, почем продают?
В последнее время только и разговоров, что о Крыме. Неудивительно, что им заинтересовались новые игроки. Так, на сегодняшний день еще два туроператора заявили о своем интересе к направлению — «Библио Глобус» и «Южный крест». Обе компании открыли на полуострове свои офисы — в Севастополе и Ялте соответственно, и уже предлагают туристам полноценные «пакеты». Правда, чартеров так и не случилось.
Александр Туголуков,
управляющий директор компании «Библио Глобус»:
Рейсы запланированы вплоть до 29 октября из обеих столиц, а так же ряда региональных городов. Будет задействовано несколько перевозчиков, в том числе, «Трансаэро», на бортах которого у нас имеются жесткие блоки мест из Москвы в Симферополь. Законтрактовано порядка 200 отелей, еще более 100 договоров с гостиницами будет подписано в ближайшее время.
Отметим, что из остальных городов (а это Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Ростов-на-Дону, Челябинск, Нижний Новгород, Уфа и Пермь) турпакеты предлагаются только с перелетом под запрос на регулярных рейсах. Среди перевозчиков помимо «Трансаэро» — «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», Red Wings, UTair, S7, «Вим Авиа», «Ак Барс Аэро» и другие.
Цены самые разные. На «Трансаэро» заметно дешевле: 11-дневный тур из Москвы можно купить за 40-50 тысяч рублей (отель 3*, питание HB, на двоих в июле). А, к примеру, на «Ак Барс Аэро» из Казани аналогичный вариант отдыха обойдется в 60-70 тысяч.
Что касается «Южного креста», то оператор предлагает перевозку и отели как в составе тура, так и по отдельности. Правда, пока абсолютно все перелеты доступны под запрос, рейсы и авиакомпании те же.
Дмитрий Фесик,
генеральный директор компании «Южный крест»:
Мы предлагаем турпакеты в Крым из Москвы, Петербурга и всех городов, откуда приходят заявки агентств: из Нижневартовска, Новокузнецка, Кемерово, Сургута и так далее. Одновременно ведем поиск авиакомпаний и партнеров среди туроператоров для запуска чартерных программ, рассматриваем варианты приобретения блоков мест на регулярных рейсах. Если удастся договориться о выгодных условиях перевозки, то планируем отправлять в Крым по 100 человек в неделю.
Судя по системе бронирования «Южного креста» стоимость 10-ти дней в Крыму с вылетом из Москвы (а/к «Трансаэро») стартует от 60 тысяч рублей (отель 3*, питание HB, на двоих в июле). Аналогичный тур, к примеру, из Перми (а/к «Былина») — от 85 тысяч рублей.
Впрочем, эксперты сомневаются, что новые игроки смогут серьезно изменить расстановку сил на направлении.
Игорь Ясырев,
гендиректор «Туристической сети Каприз»:
Выход крупных выездных туроператоров на внутренний рынок был бы более перспективным, если бы они сразу поставили чартеры и начали продавать бюджетные пакетные туры. Сейчас этого нет, поэтому позиции «старых» игроков по внутреннему туризму, на мой взгляд, намного сильнее: программы новичков им сильно уступают.
Сергей Ромашкин,
гендиректор туроператора «Дельфин»:
В прошлом году Симферополь принял 350 тысяч туристов «по небу», а остальные 2,5 миллиона приехали на машинах и поездах, то есть добираться в Крым на самолете привыкла очень малая часть общего потока. Несмотря на это новые туроператоры сделали ставку именно на авиаперевозку, в итоге цены на их пакетные предложения не соответствуют ожиданиям туриста, привыкшего к низкобюджетному крымскому отдыху.
А что с отельной базой?
Всего в Крыму порядка 825 крупных гостиниц, готовых принять туристов.
Борис Зелинский,
президент Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя:
Половина наших объектов — простого уровня, и цена на них, соответственно, невысокая. В среднем стоимость двухместного номера в 2* от 700 до 1000 в день с человека. В стоимость входит трехразовое питание и лечение, если оно предполагается. Размещение в таких же номерах 3* — от 1000 до 2000 рублей с человека в день.
Объекты уровня 4* и 5* также имеются, однако их заметно меньше. Зато там встречается система «все включено» и шведский стол, в то время как в других объектах размещения, как правило, данный тип питания не предусмотрен.
Также в Крыму порядка 4000 мини-отелей: небольшая собственная территория, расположены далеко не на первой линии. Правда, по словам Бориса Зелинского, туроператоры редко предлагают их своим клиентам: зачастую эти гостиницы строились с нарушением противопожарных и других норм.
А туристам это надо? Оцениваем спрос
По оценкам Бориса Зелинского, президента Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя, ежесезонный турпоток на Крым раньше составлял 6 миллионов путешественников, из которых 65-70% были граждане Украины, а 25% — россияне. Учитывая, что украинцы в этом году на курорт вряд ли поедут, российские власти заинтересованы в том, чтобы не только восстановить прошлогодний турпоток из России, но и превысить его в два-три раза. Однако эксперты уверены, что обеспечить такую «явку» не удастся даже несмотря на все предпринятые властями меры. Имеются в виду не только субсидирование перевозки и ввод в продажу «единого билета до Крыма» (подробнее см. ниже), но и «не рекомендация» выезда за рубеж для сотрудников МВД, МЧС и прокуратуры.
Что же касается туроператоров, работающих с Крымом не первый год, то они далеко не столь амбициозны, их цель — удержать спрос хотя бы на прошлогоднем уровне.
Сергей Ромашкин,
гендиректор компании «Дельфин»:
Спрос непостоянен: до 22 февраля продажи шли на уровне прошлого года, затем, в связи с событиями на Украине, бронирование приостановилось на месяц, но буквально через час после того, как Путин объявил о присоединении Крыма, заявки снова пошли. В итоге по сравнению с концом мая 2013 года у нас отставание по продажам на 25%, однако в течение мая-июня мы восстановим позиции.
Оксана Булах,
коммерческий директор туроператора «Алеан»:
Если сравнивать средние продажи в день, то они достигают и иногда превосходят уровень аналогичных майских дат прошлого года. Однако если оценить совокупный объем на конец мая, то разрыв с показателями прошлого года, очевиден. Что будет дальше, во многом зависит от перевозки: ряд авиакомпаний реализовали билеты по программе субсидирования фактически за одну ночь, соответственно многие туристы, откладывавшие покупку тура в Крым, сейчас встали перед выбором – купить билет по полной стоимости, пересесть на поезд или отказаться от поездки. С другой стороны, в ряде городов растет общее количество крымских рейсов, а это может позитивно сказаться на стоимости авиабилетов.
Турагенты тоже пребывают в ожидании, по их словам,
Крым действительно стали чаще спрашивать... но не покупать.
Игорь Ясырев, гендиректор сети турагентств «Каприз»:
Однозначно спрос на внутрироссийский отдых в этом году возрос, по нашим оценкам на 40%, но по всем курортам. Продажи именно Крыма, на мой взгляд, выросли максимум на 10%. И произошло это не за счет возросшего интереса к направлению, а за счет силовиков, которым власти запретили выезжать за границу, а также бюджетников и военноослужащих, которым возмещают расходы на дорогу. Что касается остальных, то их единицы, ведь Крым предлагает низкобюджетный отдых для невзыскательных туристов, в то время как цена на него сегодня кусается.
Татьяна Казакова,
руководитель отдела бронирования компании «Росcтур»:
Спрос на Крым примерно на уровне прошлого года, особого всплеска не наблюдается. Но прогнозы у нас позитивные: ждем, когда появится бюджетная перевозка — тогда продажи должны пойти активнее.
Главная сложность — перевозка
Однозначно, проблема доставки на полуостров в этом сезоне представляет главную опасность для турпотока. По словам экспертов, около 85-90% россиян привыкли добираться на курорт поездами или на машинах, однако оба варианта стали практически недоступными после того, как Украина запретила въезд на свою территорию россиянам мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет. Да и вообще военный конфликт не располагает к транзиту через территорию соседей.
В качестве альтернативы наш «РЖД» предложил «единый билет до Крыма», который за 2 недели с открытия продаж приобрели 8 тысяч россиян. Стоимость его колеблется в зависимости от курорта в пределах 150-880 рублей — их надо заплатить плюсом к цене железнодрожного билета. Логистика такова: турист добирается на поезде до Анапы или Краснодара, оттуда на автобусе едет до переправы, затем на пароме до Керчи, и снова на автобусе уже до места назначения. Но, к сожалению, переправа пока не справляется с потоком туристов: в конце апреля сообщалось, что очереди на паромы в Крым занимали по 15 часов.
В то же время власти запустили программу государственного субсидирования авиаперевозок. Обещанные Росавиацией цены очень привлекательны: от 2 тысяч рублей (из Самары) до 6,8 тысяч рублей (из Иркутска).
Впрочем, по условиям программы субсидирования не все места в самолете будут продаваться по низким ценам. Так, в «Ак Барс Аэро» заявили, что только 10 кресел каждого борта из Казани в Симферополь будут льготными, а у «Якутии» на рейсе из Иркутска их 35. Сразу возникает вопрос, а кто и как будет распределять эти билеты? «Пассажир должен будет лично прийти в нашу кассу, предъявить паспорт на себя и своих родственников. Если кассир увидит, что человек действительно приобретает билеты для себя и своей семьи, то он их продаст. Просто прийти с несколькими паспортами и скупить дешевые билеты не получится», — сообщил коммерческий директор авиакомпании «Ак Барс Аэро» Феликс Козлов. Что интересно, забронировать у «Ак Барс Аэро» субсидированные билеты в онлайн-режиме просто невозможно. Такой же политики придерживается, например, и авиакомпания «Сибирь».
Но даже если предположить, что билеты достигнут своих адресатов — обычных туристов, то не стоит думать, что программа субсидирования — это панацея. По замыслу властей, за 5 месяцев планируется льготно перевезти всего лишь 200 тысяч туристов. Но совокупный российский турпоток в Крым составляет 1,5-2,5 млн человек ежегодно, то есть программа охватит всего 10% турпотока...
На сегодняшний день авиакомпании уже начинают открывать продажи по программе. «22 мая мы запустили продажу билетов по льготным тарифам из Самары, Нижнего Новгорода, Челябинска и Екатеринбурга, и за первый день большая часть из них была раскуплена, причем на весь сезон. В системе бронирования остались единичные билеты на отдельные даты, их все еще можно приобрести», — сообщил Сергей Антонов, пресс-секретарь «Уральских авиалиний».
То есть получается, что кто успел, тот и сел. В ближайшие дни все перевозчики должны обновить тарифы, а значит, коллеги, стоит поспешить на «распродажу».
Источник здесь!