Пишет Андрей Пуртов:
1. Еще на форсайт-флоте 2013, где на корабле "Владимир Маяковский" мы - 250 экспертов со всей страны - неделю проектировали будущее образования в России, был предположен отказ от дипломов вузов в горизонте около 10 лет.
Верификация уровня выпускника должна осуществляться не вузами, а сообществами практиков. Пока это не произошло, но участники того форсайт-флота до сих пор уверены, что это будет благо и, рано или поздно, это случится.
«Хорошим результатом была бы отмена дипломов и стандартов», – заявил на проходившем на днях Гайдаровском форуме Дмитрий Песков, спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития.
2. В Британке мы - куратор и преподаватели курса - не оцениваем наших студентов на защите проекта - их оценивают приглашенные эксперты рынка, и оценивают по гамбургскому счету. Правда, диплом пока еще при этом выдается.
Но я и многие другие эксперты в сфере образования предполагаем, что в какой-то момент времени проект, цифровой след во время обучения и рекомендации состоявшихся профессионалов заменят диплом. Как только это произойдет - множество торгующих дипломами вузов уйдут с рынка, потому что в них не будет смысла. Диплом заменят цифровые паспорта студента и проекта.
3. "Считаю, что нужно дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии. Это не так просто наладить, но нужно это сделать" - сказал 15-го января Путин в своем ежегодным послании к Федеральному Собранию. Ну, если президент считает нужным, вузы возьмут под козырек.
К чему это приведет?
Думаю, к индивидуальным образовательным траекториям. Сначала внутривузовским, а затем и к траекториям между вузами. И тогда студент сможет поступить в один вуз, а затем продолжить обучение в другом. По себе помню, что в 17 лет вуз и образовательный трек внутри него выбирается неосознанно. Для того, чтобы по специальности работали не 5-10% выпускников, а хотя бы 30% - нужно дать им шанс менять профиль после 1-го или 2-го курса, потому что во многих вузах специализация начинается только с 3-го курса.
4. Песков также добавил, что университетам следует внедрять в практику не только индивидуальные образовательные траектории, но и начать работать с командами студентов.
«Важными для нас являются не только персональные образовательные траектории, но и командные. Вопрос в том, сколько команд выходит из сети университетов сегодня, команд, у которых есть собственные проекты и которые создают собственные продукты. Для этого есть простое технологическое решение, которое мы до сих пор не реализовали, но которое сейчас возможно. Надо принципиально по-другому начать формирование групп на первом курсе каждого университета», – подчеркнул Дмитрий Песков.
5. Речь, как видите, идет о командном обучении.
Именно оно является наиболее результативным, потому что лучше всего знания и навыки приобретаются через проектную работу. По целому ряду причин она должна быть групповой, потому что за редкими исключениями один человек не может сделать по-настоящему сильный проект. На моих курсах в Британке и МГУ все обучение идет через групповую проектную работу при поддержке экосистемы из преподавателей и менторов из числа лучших выпускников прошлых лет.
6. Ценность образования - не в информации и не в знаниях, а в умении делать проекты и приобретаемых в процессе этого мягких и жестких навыках.
Проекты часто находятся на стыках дисциплин и отраслей, которые далеко не всегда представлены в одном вузе. Это еще одна причина, по которой я считаю целесообразным учиться по межвузовским траекториям.
7. А теперь мой vision. Образование будущего в России будет выглядеть так:
— В стране останется несколько десятков опорных университетов и сотня специализированных институтов. Остальные будут либо присоединены, либо уйдут с рынка. Со временем они будут тесно интегрированы между собой в единую экосистему. Дипломы они выдавать не будут, но будут помогать получать знания и навыки. Студенты смогут учиться через проекты - сначала через предложенные, а потом и через свои - свободно переходя на нужные им модули и курсы как внутри первоначально выбранного вуза, так и между вузами.
8. Ведущие вузы будут не провайдерами образования, а открытыми платформами.
На этих платформах к участию в образовательному процессу смогут подключаться бизнес, отдельные эксперты, а также проектные команды. Вузы при этом перейдут от бизнес-логики "цепочка ценности" к бизнес-логике "сеть создания ценности". Первоначально эта экосистема будет создана как стартап, потом к ней присоединятся первые вузы и партнеры по экосистеме, ну а дальше у вузов, не входящих в эту экосистему, уже не будет шансов.
9. Разумеется, это приведет к полному пересмотру существующих в образовании метрик и KPI.
И будет важно не то, сколько у тебя сотрудников с ученой степенью и не то, сколько статей они написали, а то, сколько студентов встроили твои модули в свои индивидуальные треки, сколько проектов они на основе этого сделали и чего потом добились на выходе - какие продукты запустили на рынок, сколько инвестиций привлекли, сколько заработали на этом, какое влияние оказали своим проектом на общество.
10. Само образование в перспективе может стать бесплатным (условно).
Студенты не будут платить за обучение. Доход вузы будут получать из пяти источников:
- доля в проекте, получаемая за обучение и акселерацию участников проектной команды,
- доля в доходе выпускника (после законодательного разрешения инвестировать в людей, заключая с ними контракты - не в пределах ТК - с возможностью увольнения через 2 недели, а как, скажем, это делается в профессиональном спорте),
- эндаументы,
- контракты с бизнесом,
- контракты с государством.
Источник!