Периодически я публикую мнения по теме туризма на Юге России от ведущих экспертов страны. Сегодня гость моей такой неофициальной рубрики Илья Уманский, ген. директор Национального туроператора "Алеан" (крупнейшая в России туроператорская компания по внутреннему туризму):
- В свое время мы пытались вместе с сочинской администрацией сгенерировать некий новый бренд для Сочи. Ведь массовая застройка вычеркнула его из числа пляжных курортов — он превратился в мегаполис. Но в этом есть своя положительная составляющая, которую нужно грамотно «разыграть». Сочи вполне может стать модным тусовочным местом, предоставляющим развлечения на любой вкус. За последние месяцы там открылось множество ресторанов, баров, ночных клубов, магазинов высокого уровня. Появились люксовые отельные бренды, прекрасные дороги, облагороженные набережные — пожалуйста, пользуйтесь. Жаль только, что власти отказались от идеи создать здесь игорную зону, на мой взгляд, это был бы последний штрих к портрету. Сочи как «курорт №1»: мол, за всеми вечеринками, свежими тенденциями, стильными развлечениями — только сюда. Такой отечественный вариант Монако.
К слову, наиболее выверенный имидж, на мой взгляд, у Анапы: даже в кризисные годы она не имела проблем с загрузкой, потому что есть четкое понимание целевой аудитории — семьи с детьми, и эта аудитория, надо сказать, самая благодарная. Ведь многие едут на Черное море именно ради детей: языкового барьера нет, врачи понятные, лекарства и питание тоже.
* * *
Я уверен, что вопрос позиционирования Сочи сегодня — это вопрос его будущего. Очевидно, что курорту придется «искать себя», иначе он не досчитается туристов. Но за ближайший сезон можно не беспокоиться. После Олимпиады мы наблюдаем ожидаемую волну интереса, что еще раз доказывает: для популярности нет ничего лучше крупного события, поддержанного на уровне государства. Кроме того, срабатывает отложенный спрос. В период подготовки к Играм туристы игнорировали Сочи: никто не хотел ехать на «стройку века», а именно так ее преподносили общественному мнению. Кроме того, были серьезные проблемы с транспортом: дальше Лазаревского все стояло. А сейчас приезжайте, смотрите.
Развитие Сочи происходило с нарушением рыночных законов: к Олимпиаде было построено огромное количество гостиничных объектов. Но большинство из них не будут использованы по назначению: свое отработали — теперь на консервацию и продажу. Номерной фонд оскудеет, но предложение все равно превысит спрос. А это значит, что отельерам рано или поздно придется корректировать ценник. Это катастрофа для инвесторов, но большой плюс для туристов.
Сейчас, конечно, отели не идут на уступки, живут олимпийской «волной». Заключение контрактов в этом году было забавным: после Игр местный бизнес еще долго приходил в себя, не верил, что все закончилось и можно выдохнуть, поэтому цены брались «с потолка», с ориентиром на средние по рынку.
* * *
Что касается перевозки, то вряд ли она будет субсидироваться государством, как планировалось еще до Олимпиады. Сейчас приоритетный национальный проект — это Крым. Но выездные туроператоры, как мы знаем, намерены ставить свои рейсы — впервые в истории отечественного турбизнеса. К чему это приведет? Мне прогнозировать сложно. По своему опыту могу сказать, что острой потребности в турах, куда «запакованы» отель и перелет, у россиян, путешествующих на Юг, нет. Бронируют, как правило, только «наземку», а в вопросе транспорта имеется слишком много альтернатив — и поезд, и туристические автобусы, и личные автомобили. Появление новых рейсов не сильно повлияет на турпоток и вряд ли решит проблему доступной перевозки.
Поставить адекватный по цене чартер на Юг может позволить себе только туроператор с собственной авиакомпанией. Отечественные перевозчики неохотно раздают блоки мест на южных высокорентабельных рейсах.
* * *
Доля самостоятельных путешественников растет, и это нормально. Если турист может сам себе забронировать гостевой домик у моря через интернет, зачем ему идти в турагентство или к туроператору. В таких рыночных условиях нужно конкурировать эксклюзивом: брать отели в управление, ставить там свою анимацию и так далее. Сам по себе гостиничный бизнес на Юге России — предприятие рискованное, туроператорский — тоже. А в синергии может получиться что-то стоящее.
Источник:
http://rostov.turprofi.ru/articles/_aview_b398377?bazarnews