Обсудим? Стратегия развития туризма в РФ, часть III.
19:10, 21.09.2019 sochi
Продолжаю публиковать по частям текст Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года, чтобы вы могли с ним ознакомиться и дать свое мнение по конкретным разделам (так реально удобно и читать, и комментировать).
Первую часть текста (начало и понятийный аппарат) смотрите здесь, вторую (при то, как развивается туризм на международном уровне) — здесь!
А я выкладываю часть по состояние туризма в России!
Текущее состояние и потенциал развития туризма в Российской Федерации
Динамика развития отрасли в последние годы характеризуется ростом большинства показателей. По данным Федеральной службы государственной статистики, номерной фонд и вместимость коллективных средств размещения по сравнению с 2011 годом выросли почти в 1,7 раза. В 2017 году был достигнут уровень 254 млн. ночевок (в 1,5 раза больше показателя 2012 года).
Туристский сектор России сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики.
По данным Комитета по туризму Организации экономического сотрудничества и развития, в последние годы отрасль формирует 3,8 процента валового внутреннего продукта страны и 0,7 процента общей численности занятых, что значительно ниже, чем в ряде развитых стран мира.
При этом валовая добавленная стоимость в сфере туризма в России в 2017 году составила около 0,9 тыс. долларов США на 1 жителя, 8 что в 1,4 раза меньше, чем в США, в 2,1 раза меньше, чем в Германии, в 4,5 раза меньше, чем в Испании.
Экономическая отдача от созданных в последние годы туристских организаций стабильна.
По данным Федеральной службы государственной статистики, объем платных туристских услуг, реализованных в стране турфирмами, в последние 3 года сохраняется на уровне около 160 млрд. рублей.
Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную роль в развитии российской туристской отрасли. Благодаря усилиям органов власти, общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, а также институтов развития по внедрению мер поддержки создаются благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.
Сохраняется значительный потенциал роста роли туризма в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. За последние годы отмечается рост внутреннего туризма (54 млн. российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения в 2017 году, против 32 млн. граждан в 2012 году).
Места размещения, имеющиеся в регионах, по данным Федеральной службы государственной статистики, заполняются в среднем не более чем на 35 процентов.
Средняя численность работающих по собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности "Туризм" составила 1,19 млн. человек в 2017 году против 1,04 млн. человек в 2014 году.
По данным Федеральной налоговой службы, более 50 процентов налогов, собранных от коллективных средств размещения и учреждений общественного питания, аккумулируются в столичных центрах - гг. Москве и Санкт-Петербурге.
Туристская активность россиян остается пониженной.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в среднем лишь 45 процентов жителей страны в последние 5 лет отдыхали в регионе, отличном от региона проживания. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего повышения доступности туристских продуктов для жителей страны и стимулирования мотивации к совершению путешествий.
Въездной поток туристов в последние годы стабилен (по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2018 году приток иностранных туристов вырос на 0,7 процента (после сокращения в 2017 году) по сравнению с 2016 годом).
Если рассматривать въездной поток без учета государств - участников Содружества Независимых Государств и Украины (значительная часть въезжающих из этих стран туристами фактически не являются), тенденции более позитивные - в 2018 году туристский поток на 11,2 процента превысил уровень туристского потока 2017 года и на 10 процентов - уровень 2012 года, в том числе из-за притока участников и гостей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
По данным Всемирной туристской организации, расходы въездного туриста в России ниже, чем в среднем по миру, и составляют менее 900 долларов США на 1 туриста (во Франции, Австрии, Испании - более 1100 долларов США на 1 туриста).
По данным Федеральной службы государственной статистики, около 70 процентов размещений всех въезжающих в Россию туристов приходится всего на две туристские территории - гг. Москву и Санкт-Петербург.
Несмотря на некоторое снижение покупательской способности, россияне по-прежнему ежегодно совершают около 30 - 40 млн. туристских поездок за рубеж (42 млн. поездок в 2018 году, что на 14 процентов меньше по сравнению с 2012 годом), тратя, по оценкам Всемирной туристской организации, в иностранных государствах до 35 - 40 млрд. долларов США в год.
По данным Федеральной службы государственной статистики, около 60 процентов туристских пакетов российских турфирм реализуются в иностранные государства, составляя конкуренцию отечественным туристским направлениям.
Тем не менее, это свидетельствует о платежеспособном спросе, который может быть переориентирован на внутренний рынок при формировании конкурентного предложения.
Российская Федерация сохраняет потенциал роста своей доли в мировом рынке по количеству въездных туристов. По данным Всемирной туристской организации, в 2017 году на 100 жителей Россия приняла 17 въездных туристов, Соединенные Штаты Америки - 54, Испания - 261, Франция - 309.
Реализация потенциала роста отрасли во многом будет зависеть от качества инфраструктуры, которая требует постоянного обновления. За период с 2012 по 2017 год эффективность использования туристской инфраструктуры не выросла, а по отдельным показателям - снизилась.
По данным Федеральной службы государственной статистики, количество ночевок на 1 место в коллективных средствах размещения снизилось со 129,1 в 2012 году до 117 в 2017 году, коэффициент использования номерного фонда за период 2014 - 2016 годов в среднем составлял только 32 процента.
Негативное влияние на общую эффективность использования инфраструктуры оказывает ярко выраженная сезонность спроса.
Для сравнения, по данным Всемирной туристской организации, в 2016 году загрузка одного места в России составляла 35 процентов, в Германии - 44 процента, в Испании - 60 процентов.
Несмотря на большой объем незагруженного номерного фонда, наблюдается дефицит туристской инфраструктуры, отвечающей потребительским ожиданиям туристов, ориентированных на международный уровень сервиса.
Ключевыми конкурентными преимуществами развития туризма в Российской Федерации являются наличие множества точек притяжения для внутренних и въездных туристов, имеющих в том числе общемировое значение для развития разнообразных видов туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей.
Так, количество объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России составляет 18, количество объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО - 11. По этим показателям Российская Федерация занимает в общемировом рейтинге 10 и 4 места соответственно.
Ощутимо ограничивает спрос на туристский продукт в Российской Федерации высокая стоимость транспортировки туристов.
По данным Всемирной туристской организации, доля расходов на транспорт у иностранных туристов в России составила 40 процентов общей суммы расходов в 2017 году (248 долларов США на 1 иностранного туриста), в Германии - 29 процентов, в Соединенных Штатах Америки - 16 процентов.
Высокая стоимость транспортировки туристов связана как со значительными расстояниями поездок, так и с централизацией авиаперевозок через московский транспортный узел, недостаточным уровнем развития прямых чартерных перевозок внутри страны и др.
Другими сдерживающими спрос факторами являются: низкая узнаваемость российских туристских брендов на зарубежных рынках и внутри России, в том числе наличие нереализованных возможностей по развитию системы продвижения с применением современных информационных, маркетинговых и иных технологий, предубеждения (стереотипов) иностранных граждан о туризме в Российской Федерации - "небезопасность", "языковой барьер", "негативный геополитический образ" и др.; сложная система получения виз Российской Федерации для большинства стран с потенциально высоким потоком въездных туристов, а также недостаточное количество возможных инструментов для обеспечения краткосрочного пребывания въезжающих туристов, в том числе для посетителей крупных спортивных и культурных мероприятий.
Росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Российской Федерации будут способствовать:
повышение уровня качества туристской и магистральной инфраструктуры, развитие транспортной доступности;
увеличение уровня загрузки и снижение влияния фактора сезонности в использовании туристской инфраструктуры;
повышение доступности актуальной статистической информации в условиях возрастающей потребности в объемах и детализации отраслевых данных со стороны участников туристского рынка и органов власти;
увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли, снижение сроков окупаемости, что, в свою очередь, снимет ограничения темпов развития и модернизации туристской инфраструктуры;
продолжение работы по снятию административных барьеров и совершенствование отраслевого законодательства Российской Федерации;
повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения развития туризма, развитие языковой подготовки работников в сфере туризма, активное вовлечение бизнеса в формирование образовательных программ для туристской отрасли;
достижение уровня мировых лидеров в развитии цифровой инфраструктуры и сервисов, развитие цифровых платформ продвижения туристских продуктов и брендов, цифровых средств навигации и формирования туристского продукта;
преодоление ограничений безопасности туристской деятельности, связанных с недостаточной информированностью туристов о рисках, а также с устаревшими требованиями к безопасности отдельных видов туризма, состоянию окружающей среды туристских территорий.
Реализация указанных инициатив создаст существенные возможности для ускорения развития туризма и увеличения его роли в социально-экономическом развитии страны.
Прежде всего, к таким возможностям относятся повышение качества туристского продукта Российской Федерации и отдельных туристских территорий, развитие и повышение эффективности использования туристской инфраструктуры, повышение туристской активности россиян, в том числе за счет развития социального туризма и импортозамещения на внутреннем рынке, активизация системы продвижения туристского продукта для привлечения российских и иностранных туристов.
Формированию притягательного и конкурентоспособного продукта для внутренних и въездных туристов будут способствовать инвестиции в модернизацию и обновление существующей инфраструктуры.
Повышение качества туристского продукта позволит увеличить туристский поток, что станет стимулом для вовлечения существующей недозагруженной инфраструктуры.
Основные показатели развития туризма в Российской Федерации и сравнение показателей развития туризма в Российской Федерации и иностранных государствах в 2017 году приведены в приложениях № 1 и 2 соответственно.
Городской портал Сочи: новости, погода, афиша, работа (вакансии и резюме), бесплатные объявления (недвижимость, авто), каталог организаций, интернет-магазин.
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на gorodskoyportal.ru обязательна.
Для интернет-изданий — гиперссылка: gorodskoyportal.ru.