Россия за два года поднялась сразу на четыре пункта в мировом рейтинге конкурентоспособности в сфере туризма Всемирного экономического форума The Travel and Tourism Competitiveness Report-2019 – с 43 на 39 место, расположившись между Чехией и Индонезией, сообщает «Интерфакс-Туризм».
(На фото - усадьба для туристов на Волге недалеко от Тольятти)
Рейтинг публикуется раз в два года, начиная с 2007-го. В 2019 году в нем участвовали 140 стран, которые оценивались по позициям, так или иначе связанным с приемом зарубежных туристов. Сюда входят историческое и культурное наследие, развитие экономики, транспорта, гостиничного сектора, коммуникаций, медицины, визовая политика, открытость населения и многое другое. В 2015 году Россия занимала в общем рейтинге 45 место, поднявшись сразу на 18 пунктов. В 2017 году поднялась еще на два пункта – на 43 место.
Сильные и слабые места.
По уровню природных ресурсов Россия находится на 34 месте между Непалом и Вьетнамом, по уровню культурных ресурсов – на 18, между Турцией и Бельгией. Эксперты ВЭФ особо отмечают улучшения по этому показателю.
По уровню безопасности (включая число убийств и террористическую угрозу) страна оказалась на 98 месте, поднявшись на 11 пунктов по сравнению с 2017 годом.
По критерию «Политика в сфере туризма и путешествий» у России 105 место. Низко оценили эксперты и открытость нашей страны для международных путешественников – 123 место.
По качеству туристической инфраструктуры (гостиницы, курорты, развлекательные заведения) Россия поднялась сразу на 47 пунктов – со 116 места на 69. Это может быть связано с инвестициями, сделанными перед Чемпионатом мира по футболу. Инфраструктура авиатранспорта оценена еще выше – нас поставили на 23 место, правда, на один пункт ниже, чем в прошлом рейтинге.
По приоритетности туризма для правительства мы заняли 86 место, поднявшись на 9 пунктов. Для оценки стран по этому показателю составители рейтинга используют данные по тратам правительства на развитие туризма, эффективности маркетинговой стратегии и продвижения бренда, качестве туристической статистики. Также эксперты ВЭФ оценивали государственные расходы на развитие туризма и эффективность маркетинга и брендинга в продвижении страны как туристического направления.
По критерию «Международная открытость» Россия заняла очень низкое 123 место из 140, между Пакистаном и Египтом. Здесь оценивается среди прочего визовая политика страны. По экологической ситуации – 82 место, между Польшей и Угандой. В 2017 году было 71.
По уровню развития информационных технологий Россия на 48 месте, между Венгрией и Таиландом. По конкурентоспособности цен – на 27, между Македонией и Бахрейном. Здесь учитываются стоимость такси, отелей, горючего и паритет покупательной способности.
Среди стран бывшего СССР Россия заняла первое место, в то время как два года назад располагалась на втором, уступая Эстонии. В этом году Эстония оказалась только на 46 месте (два года назад была на 37). Латвия в новом рейтинге заняла 54 место, Литва – 56, Грузия – 70, Азербайджан – 71, Казахстан – 81, Украина – 88, Молдова – 103, Таджикистан – 107, Киргизия – 115.
Что улучшить?
По мнению координатора в России программы ВЭФ по международной конкурентоспособности Алексея Праздничных, традиционными преимуществами России в плане развития туризма являются природные достопримечательности, культурные и исторические объекты. «Пока еще в полной мере не реализован потенциал событийного туризма, который играет все большую роль в эпоху «экономики впечатлений», – добавил он.
В качестве слабых сторон, сдерживающих развитие туризма, г-н Праздничных назвал барьеры, связанные с визовыми процедурами для иностранных туристов, а также развитость и качество туристической инфраструктуры в регионах, включая отели, туристические услуги, транспортную инфраструктуру и прочее.
«Также пока относительно низко оценивается эффективность государственной политики по развитию туризма в России. В перспективе можно ожидать улучшения позиции нашей страны в рейтинге, потенциально позитивную роль может сыграть разрабатываемая в настоящее время программа развития туризма, включающая меры по снижению барьеров для привлечения иностранных туристов, повышение доступности и качества туристической инфраструктуры», – отметил эксперт.
Международный рейтинг.
Первые места в рейтинге-2019 заняли Испания, Франция, Германия, Япония, США, Великобритания, Австралия, Италия, Канада и Швейцария. Во второй десятке – Австрия, Португалия, Китай, Гонконг, Нидерланды, Южная Корея, Сингапур, Новая Зеландия, Мексика и Норвегия. Замыкают рейтинг из 140 стран Либерия, Чад и Йемен.
Заметнее всего позиции улучшили Молдова (на 14 пунктов), Румыния (на 12 пунктов, 56 место), Сербия (на 10, 84 место), Албания (на 10, 86 место), Дания (на 10, 21 место), Украина (на 10). При этом больше всего мест потеряли Тринидад и Тобаго (на 14 пунктов, до 87 места), Эквадор (-13, 70 место), Гватемала (-13, 99 место), Венесуэла (-13, 117 место), Панама (-12 пунктов, 47 место), Северная Македония (-12, 101 место).
Как отмечают эксперты ВЭФ, на первые 35 стран в рейтинге приходится 70% международных туристических прибытий и 84% валового внутреннего продукта, создаваемого туризмом. Двадцать из них находятся в Европе, десять – в Азиатско-Тихоокеанском регионе, четыре – в Северной и Южной Америках и одна – на Ближнем Востоке (ОАЭ).
Всемирный экономический форум (ВЭФ) – швейцарская неправительственная организация, созданная в 1971 году, известная, прежде всего, организацией ежегодных встреч в Давосе.