Сотрудники Минздрава РФ проанализировали 50 корпоративных программ и практик, направленных на укрепление здоровья работников и внешнее сообщество. Оказалось, что в большинстве из них нет базовых индикаторов и механизмов мониторинга результатов. Ведомство намерено предложить предприятиям «модельную корпоративную программу», которую они смогут адаптировать под свои нужды.
В презентации ведомства говорится, что меры по формированию ЗОЖ на предприятиях делятся на четыре категории:
1. низкозатратные или бесплатные (запрет курения в закрытых помещениях, изменение меню в столовых, режима работы и другие меры, для которых достаточно волевого решения и контроля),
2. программы с высокими постоянными и низкими переменными издержками (изменение рабочей среды),
3. программы с низкими постоянными и высокими переменными издержками (образовательные программы, покупка абонементов в спортзал и т. д.),
4. дорогостоящие программы (создание собственных спортивных, медицинских, образовательных центров).
Минздрав совместно с Национальным медицинским исследовательским центром профилактической медицины, РСПП, экспертным и бизнес-сообществом изучил существующие кейсы крупных предприятий и корпораций, таких как «Аэрофлот», «Северсталь» «Фосагро», «РЖД», Amway и других. При анализе учитывались данные в специальных отчетах компаний, размещенных на их сайтах и в библиотеке РСПП. Программы могут быть направлены как на работников компаний, так и вовне.
В выборке из 50 программ по теме «Здоровье и поддержание здорового образа жизни» не оказалось тех, что направлены на работников текстильного, швейного, обувного производства, СМИ, здравоохранения и спорта, органов государственной власти, НКО, зато программы есть у участников нефтегазовой, металлургической, энергетической, транспортной отраслей, общепита, гостиничного бизнеса и некоторых других.
Существующие кейсы объединили в библиотеку корпоративных программ, которую Минздрав обещает регулярно обновлять, как с помощью данных из открытых источников, так и через запросы работодателям.
Оказалось, что полноценных, структурированных и имеющих сформулированную цель программ – меньшинство. Они включают разные компоненты – медицинский, создание среды, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санаторно-курортные направления, питание и другие.
«В большинстве предприятий организованы информационно-коммуникационные мероприятия, однако содержательная часть этих сообщений в отчетах не представлена», – говорится в презентации.
На первом месте во всех компаниях с тяжелыми и вредными условиями труда особое внимание уделяется (а в некоторых этим и ограничивается) охране и безопасности труда, охвату периодическими медицинскими осмотрами. Курение и употребление алкоголя чаще ограничиваются запретительными мерами.
В единичных компаниях проводится оценка результатов по показателям здоровья, в основном по динамике случаев и дней нетрудоспособности, и приводятся конкретные цифры. Чаще данный вопрос представлен описательно.
«В большинстве программ отсутствуют базовые показатели и механизмы мониторинга индикаторов, которые также отсутствуют. Часто в качестве результатов приводятся расходы предприятий на те или иные мероприятия, охват работников этими мероприятиями без оценки их фактических показателей», – констатировали авторы исследования.
Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин и замминистра здравоохранения Олег Салагай рассказывали ранее о планах внедрения программ корпоративного здоровья на основе лучших практик различных работодателей. Типовая модель будет рекомендательной, но не обязательной к исполнению до тех пор, пока не появятся экономические стимулы для ее использования, пояснил Топилин.
Источник
Минздрав РФ