Что происходит на российском рынке пассажирских авиаперевозок?
17:10, 06.04.2019 sochi
Статистика и ключевые события.
На отечественном рынке пассажирских авиалиний работают более 30 авиакомпаний. В 2018 году они перевезли около 115 млн пассажиров, а пассажирооборот (количество пассажиров умноженное на расстояние перевозок) достиг 256 млрд пасс-км. По данным аналитического агентства АКРА, к 2022 году объём перевозок может достичь 142 млн человек.
К 2016 году объём российского рынка пассажирских авиаперевозок составил 2,8 млрд рублей. Эта сумма могла быть выше, но помешали убытки — они превысили 20 млрд рублей.
Что происходило на рынке в 2015–2016 годах?
Турфирмы потеряли 30% клиентов и более 3 млрд рублей, а аэропорты — около 5 млрд.
Крупные авиакомпании потеряли более 25 млрд рублей.
Росавиация аннулировала более 13 сертификатов авиакомпаний.
Работу потеряли более 300 пилотов.
Доля международных перевозок в аэропорту «Пулково» упала в два раза.
Российские авиакомпании отказались от десятков рейсов за границу, а зарубежные перевозчики Icelandair, Swiss и Air One прекратили прямые перелёты из «Пулково» в Рейкьявик, Женеву, Палермо, Катанию и Пизу.
По всей стране резко подорожали авиабилеты.
Причин было несколько:
Прекращение чартерных рейсов с Египтом после крушения российского лайнера Airbus A321.
Введение санкций в отношении Турции после того, как на её территории сбили российский бомбардировщик Су-24.
Закрытие воздушного пространства на востоке Украины для гражданской авиации после крушения Boeing 777.
Падение курса рубля в 2014 году и как следствие — ухудшение покупательской способности россиян.
Рост цен на керосин на 9%.
К 2017 году ситуация наладилась: рейсы в Турцию и Египет возобновили, рубль укрепился, а цена на керосин упала. Возрос поток пассажиров, появились новые рейсы и увеличилось количество перевозок.
Чтобы сделать полёты более доступными, авиакомпаниям разрешили вводить безбагажные тарифы со сниженными ценами. Например, билет на обычный рейс эконом-класса Москва–Берлин стоит 15 215 рублей, а за билет без багажа — 14 120 рублей.
В 2017 году спрос на туристические услуги вырос:
в 2016 году авиабилеты купили 88 млн россиян,
в 2017 году — уже более 105 млн.
В 2017 году авиакомпании перевезли более 105 млн человек, из них 38% в страны дальнего зарубежья. Это на 18,6% больше по сравнению с 2016 годом. Пассажиропоток российских аэропортов в 2017 году вырос до 186,8 млн человек.
В 2017 году авиакомпании получили 142 новых воздушных лайнера и теперь избавляются от старых самолётов. Самый молодой авиапарк у «Аэрофлота» — 253 самолёта со средним возрастом 4,4 года. Это касается и его дочерних авиакомпаний — «Победы» и «Авроры».
На последнюю закупку — 20 самолётов SSJ-100, «Аэрофлот» получил от государства около 10 млрд рублей.
«Аэрофлот» обслуживает 146 пунктов назначения в 52 странах. Чистая прибыль компании за 2016 год превысила 38 млрд рублей.
По данным на 2017 год, 99,3% всех перевозок обслуживали 35 авиакомпаний. При этом 70% рынка занимают пять игроков: «Аэрофлот», «Россия», S7, «Уральские авиалинии» и UTair.
Чемпионат мира по футболу и возобновление полётов в Египет
Чемпионат мира принёс отечественной авиаотрасли 2,6 млрд рублей несмотря на контроль роста цен Росавиацией. Кроме того, расширилось количество льготных направлений из Калининграда. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга в список вошли Екатеринбург, Архангельск, Сочи, Мурманск, Калуга.
После проблем с рейсами из-за банкротства «ВИМ-авиа» задержки чартерных рейсов сократились в десять раз, а в Египет впервые за два с половиной года вылетел пассажирский самолёт.
Однако в 2018 году снова подорожал керосин, что вызвало рост цен на билеты. Кроме того, правительство выделило 9,8 млрд рублей авиакомпаниям на покупку Superjet.
Чего ждать в будущем?
По словам заместителя исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в 2019 году темпы роста пассажиропотока снижаются, а расходы авиакомпаний растут.
Только за первые девять месяцев 2018 года наши авиакомпании получили операционный убыток в размере 19 млрд рублей, а в целом по году он составил примерно 39 млрд рублей.
Борис Шокуров, заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ)
Одна из причин падения рынка — дорогой керосин. Из-за него в 2019 году растут цены на авиабилеты. C мая по июнь 2018 года цена на топливо выросла на 2,76% — с 49 506 рублей до 50 872 рублей за тонну.
Больше всего за керосин заплатили на Камчатке — 102 099 рублей за тонну, а самым дешёвым керосин оказался в Новосибирске — 33 300 рублей за тонну.
Авиакомпании предоставлены сами себе — правительство не поддержало идею компенсировать рост цен на керосин.
В марте 2019 года Министерство транспорта предложило обнулить НДС на все авиаперевозки по стране, чтобы помочь авиакомпаниям сократить расходы.
Другой важной причиной стала девальвация рубля — в 2018 году она достигла 20%.
Если в 2017 году пассажиропоток у нас вырос почти на 20%, то по итогам 2018 года прирост составил 10–11%. Наши авиакомпании перевезли в 2018 году в общей сложности около 115 млн пассажиров, в прошлом году 105 млн. И это несмотря на летний всплеск перевозок болельщиков на матчи Чемпионата мира по футболу.
Борис Шокуров, заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ)
Внутренние направления пострадали больше всего — убытки увеличились в семь раз и превысили 34 млрд рублей.
В настоящее время российский рынок авиаперевозок обновляется и трансформируется. Геополитические события последних лет, такие как конфликт с Украиной, Турцией или США негативно сказались на экономике страны и привели к изменениям в развитии авиатранспортной отрасли.
Несмотря на это в России проводят региональные программы по развитию авиаотрасли, обновляют парк самолётов и выделяют средства на развитие внутренних и межрегиональных авиаперевозок.
В России запущен процесс обновления авиафлота и большая ставка делается на расширение производства отечественных самолётов Sukhoi Superjet 100. В ближайшие годы российские авиакомпании получат 1170 новых пассажирских самолётов на общую сумму $135 млрд.
В общей сложности российский парк пассажирских самолётов насчитывает 981 единицу, а средний возраст авиапарка 16,8 лет, что выше среднего мирового показателя на 11,4 лет.
Городской портал Сочи: новости, погода, афиша, работа (вакансии и резюме), бесплатные объявления (недвижимость, авто), каталог организаций, интернет-магазин.
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на gorodskoyportal.ru обязательна.
Для интернет-изданий — гиперссылка: gorodskoyportal.ru.