Исследование РАНХиГС: О состоянии и развитии медицинского туризма в Российской Федерации (март 2018)
14:10, 30.03.2019 sochi
Экспертно-аналитический центр РАНХиГС представил итоги исследования медицинского туризма в России. Материал опубликован в газете «Известия».
По данным Российской ассоциации медицинского туризма (АОММТ), в 2016 г. внутренний медицинский туризм вырос на 16% – с 7–8 млн до более 9 млн человек. За 2017 г. Россию с медицинскими целями посетили более 110 тыс. иностранцев. В ближайшие годы рост сохранится. Среди популярных у иностранных туристов направлений выделяют гинекологию и урологию (около 25%), пластическую хирургию (10%), офтальмологию (10%) и кардиологию (5%), микрохирургию глаза и ортопедию.
Туризм в регионы из центра обусловлен более низкими ценами на услуги. В Москву и Санкт-Петербург туристы едут, в основном, для сложного лечения, требующего высокой квалификации врачей и сложных технологий. По данным компании Medigo, на лечение сложных заболеваний по онкологии и кардиологии приходится до 90% всего внутреннего медицинского туризма в России.
Наиболее заинтересованы в сотрудничестве с Россией не только в ближнем зарубежье, но и в Германии, с целью лечения пациентов пенсионного возраста, Бахрейне и Китае. По комментариям Российской ассоциации медицинского туризма, основными потребителями российских медицинских услуг являются туристы из Китая, Южной Кореи, Японии, Вьетнама, а также Израиля (процедура ЭКО). Спрос на российскую медицину наблюдается и среди европейских туристов (Дания, Швеция, Финляндия). Важно отметить, что в международном индексе медицинского туризма Россия находится на 34 месте (из 41). В данном рейтинге учитываются такие параметры, как компетентность медицинских работников, медицинские стандарты, общий психологический климат медицинских учреждений.
Большинство въездных медицинских туристов в России – пациенты стран СНГ и ближнего зарубежья. Однако в 2017 г. возросло число приезжающих в Россию граждан Китая и Южной Кореи. Они активно посещают города Сибирского федерального округа, а также Москву.
Одними из самых популярных медицинских направлений среди иностранцев, которые отправляются на лечение в Россию, является стоматология – за этими услугами в нашу страну приехали 44% пациентов. Кроме того, популярными медицинскими направлениями в России можно назвать гинекологию и урологию – около 25% (в совокупности), пластическую хирургию – 10%, офтальмологию – 10%, кардиологию – 5%, косметологию. Основной поток въездных медицинских туристов приходится на Центральный регион РФ.
Среди факторов, способствующих усилению тенденции к росту въездного медицинского туризма в России, отмечают относительно низкий курс рубля, что позволяет иностранцам экономить на получении медицинских услуг. Таким образом, исходя из последних статистических данных, медицинский туризм в РФ имеет неплохие перспективы развития и обладает емким финансовым потенциалом.
По экспертным оценкам, рынок в России становится все более конкурентоспособным, появляется больше достойных частных медицинских центров, что способствует переменам в сознании сотрудников медицинской сферы и уровне обслуживания. Однако, несмотря на целый ряд положительных перемен и отдельных моментов в отрасли, за последнее время в сфере въездного медицинского туризма в России существует целый ряд вопросов, которые требуют комплексного решения:
недостаток средств в сфере здравоохранения;
отсутствие должной инфраструктуры: недорогого и комфортного проживания, медицинского перевода и сопровождения, а также наличие языкового барьера и сложности в получении визы;
малодоступность ряда направлений для граждан России, глобальное отставание, как в оборудовании, так и в образовании врачей;
концентрация учреждений с высокими стандартами оказания медицинских услуг в Москве и Санкт-Петербурге;
низкий уровень языковых компетенций медицинских работников;
отсутствие медицинской визы, ускоряющей въезд в страну на основе медицинских документов, поскольку в настоящее время иностранцы, приезжающие в нашу страну за медицинскими услугами, пользуются туристической визой;
низкий уровень развития маркетинга в сфере медицинского туризма в Российской Федерации, представленного за рубежом.
Эксперты выделяют несколько путей для решения принципиальных задач и формирования политики реагирования:
применение механизма государственно-частного партнерства в сфере медицины путем заключения концессионных соглашений на объекты медицинской инфраструктуры, а также создание условий для привлечения грамотных специалистов в управление объектами (при наличии защиты интересов инвесторов);
уделить внимание вопросам разработки, продвижения и продажи на международном уровне специальных страховых отечественных медицинских программ с покрытием (устанавливается стоимостная вилка) в зависимости от возраста клиента;
посредством государственного регулирования организовать механизм размещения филиалов на территории стран СНГ с учетом анализа востребованности услуг отдельно для каждой страны – участницы СНГ с привлечением образовательных центров по актуальным направлениям (возможно изучение опыта на примере турецкой Acibadem Hospitals Group);
проработать вопрос на предмет целесообразности введения изменений в Налоговый кодекс РФ в части tax-free за оказанные медицинские услуги иностранным гражданам от стоимостного выражения по услуге в комплексе;
достижение среднесрочной цели: снижение доли граждан, собирающихся выехать за границу с целью получить медицинские услуги в другом иностранном государстве;
развитие новых видов туризма (экскурсионно-познавательный, историко-этнографический, событийный, образовательный, социальный туризм, разработка и реализация маркетинговой стратегии продвижения санаторно-курортных зон как комплексных сервисных продуктов (Парамонова С. В., Шаврина А. В. Развитие санаторно-курортной сферы России. 2015, Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова);
развитие информационного сопровождения российского курортного пространства, создание специального информационного портала;
ввести и обнародовать стандарты оказания медицинских услуг, которые были бы приближены к мировым;
измерять качество оказанных услуг в долгосрочной перспективе, выживаемость, повторную заболеваемость и т. д. Сегодня пока нет такой услуги, как изучение дальнейшей жизни пациента.
Городской портал Сочи: новости, погода, афиша, работа (вакансии и резюме), бесплатные объявления (недвижимость, авто), каталог организаций, интернет-магазин.
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на gorodskoyportal.ru обязательна.
Для интернет-изданий — гиперссылка: gorodskoyportal.ru.