Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

Туризм по России: Зачем россиянам стоит ехать в Мурманск?! Часть 1-ая...

13:10, 30.09.2018  sochi

Мурманск — самый крупный заполярный город в мире. В нем около 300 тысяч жителей и несколько десятков памятников — есть даже памятник треске: видимо, поэтому один из самых популярных местных сувениров — соленая и копченая рыба. «Лента.ру» выяснила, зачем ехать в Мурманск и чем заняться, если случайно окажешься в этом городе.

О плавающих и путешествующих

Тысячелетие назад по Кольскому полуострову прополз гигантский ледник, превративший гранитные горы в облизанные тяжелой массой льда круглые сопки. Их отлично видно с самолета на подлете к Мурманску — как и разбросанные тут и там пресные озера. Зимой все это завалено снегом, а летом гранитные лбы выступают из курчавой поросли низкорослой карельской березы и местной мелкой сосны. С высоты кажется, что они желтовато-белесые: лишайники покрывают камень и меняют его цвет. Особенно хорош этот вид ранней осенью, когда березняк желто-оранжевый.



Самолет садится, ожидаешь увидеть, как деревья вырастают — а они остаются такими маленькими, словно это недавно поднявшаяся поросль. Впечатление обманчиво: деревья взрослые, просто в холодном климате (снег часто выпадает уже в сентябре и запросто лежит до начала мая, а ветра такие, что сдувают на ходу) деревьям расти некуда и незачем. По незнанию кажется, что эти деревца метра два-три высотой и есть карликовая полярная береза, однако нет — карликовая береза вообще не похожа на березу. Она стелется по земле, как обычный кустарник с мелкими листочками, поднимаясь не выше колена взрослого человека.

Впрочем, по заполярным меркам Мурманск — теплый город, спасибо Гольфстриму.

Собственно, этому течению город обязан самим фактом своего возникновения: незамерзающий залив был в старину приютом рыбаков, а с началом Первой мировой (и необходимостью морских поставок от союзников из стран Антанты (после революции ставших, впрочем, противниками) государству потребовался заполярный порт. В честь правящей династии его при основании в 1916 году назвали Романов-на-Мурмане, а вскоре после Февральской революции 1917-го переименовали в классово нейтральный Мурманск.

Зимой аэропорт встречает туриста или случайного командировочного галдящими толпами китайцев и вывесками на китайском языке. На вопрос, что за диво, местные отвечают без всякого удивления: «Териберку и сияние смотреть приехали». Кстати, если в слове «Териберка» сделать ударение не на второй, а на третий слог, местные непременно засмеют, лучше выучить заранее. Самые «сияльные» дни (и самый большой наплыв туристов) — в полярную ночь, со 2 декабря по 11 января. Впрочем, сполохи (так в старину называли северное сияние местные рыбаки), бывает, ходят по небу и весной, и осенью, но мне их увидеть не случилось.

Пока еду в город, таксист рассказывает, что молодежь из города «валит», большей частью едут в Питер — там и теплее, и сытнее. Больше всего жителей в городе было перед перестройкой — в 1985-м, в немалой мере этому способствовал статус базы Северного флота и расположенные неподалеку закрытые поселки, в которых стояли подводные атомоходы. С тех пор стало меньше и атомоходов, и жителей: с 452 тысяч в середине 1980-х население уменьшилось до 295 тысяч. «Ну ничего, — говорит таксист. — Еще поживем: кино про нас сняли — "Левиафан", и китайцы повалили в Териберку, деньги тут оставляют».

«Алеша» и треска

На мой наивный вопрос, а что тут у вас можно посмотреть, портье самой большой гостиницы в самом высоком 18-этажном здании города (кстати, самом высоком во всем российском Заполярье) отвечает широким гостеприимным жестом, словно распахивает объятия: «Да все! У нас тут каждая сопка — памятник». Заявление небезосновательное: военный, флотский, рыбачий город богат на мужественных людей, а им принято ставить памятники. Город оборонялся героически, бомб на него сбросили лишь немногим меньше, чем на Сталинград: люди зарывались в подвалы, в скальные пещеры в гранитных сопках и продолжали работать. В романе Юрия Германа («Германа-деда») «Дорогой мой человек» довольно подробно описывается жизнь фронтового госпиталя в вырубленной в скале пещере — естественном бомбоубежище.

Памятников в городе несколько десятков: еще в советские времена местные предприятия и воинские части постарались никого не забыть, получили содействие властей и поставили памятники практически всем, кто участвовал в обороне города, приеме северных конвоев с ленд-лизом (о них популярно писал Пикуль, служивший в войну юнгой на Северном флоте) и вообще обеспечении существования Мурманска и его жителей. Есть памятники работникам порта и зенитчикам (кстати, зенитчиц было даже больше, чем зенитчиков), тральщикам и летчикам, автомобилистам и пожарным и, конечно, морякам — в том числе погибшим в мирное время (мемориал соорудили после гибели «Курска»).

Самый масштабный памятник — 35,5-метровую фигуру солдата в каске и плащ-палатке — возвели к тридцатилетию Победы. Полая гигантская статуя по проекту скульптора Исаака Бродского возвышается над сопкой Зеленый мыс в северной части города. Солдата, застывшего на вечном дежурстве, местные прозвали, как несложно догадаться, «Алешей» — по аналогии с другим известным памятником такого типа на одной из гор в Болгарии.

Мурманчане не без гордости рассказывают, что выше их «Алеши» только волгоградская «Родина-мать». Сначала солдата хотели поставить в центре города, на площади, которую сейчас называют «Пять углов» (видимо, по аналогии с питерской, потому что очевидных углов у мурманской площади все-таки четыре, пятый надо еще поискать). Но справедливо решили, что на сопке монумент будет смотреться еще монументальнее. Впрочем, «Пять углов» тоже не обижена, на ней несколько памятников, включая монумент рыбе-кормилице треске.

Если переехать на другой берег залива по самому длинному в Заполярье мосту, попадешь в менее масштабный, чем «Алеша», но не менее живописный мемориал на Абрам-мысу. Его особенно любят дети, потому что там можно увидеть настоящие истребители — как винтовые, военных лет, так и реактивные, а также зенитное орудие — одно из тех, из которых в 1942 году отбивались от фашистских бомбардировщиков девчонки-зенитчицы. В кустах карликовых берез прячется вход в землянку командного пункта, а с обрыва над заливом открывается панорамный вид на мурманский порт.

Продолжение читайте здесь!

Не нравится
Нравится
источник: https://zm-sochi.livejournal.com/1175869.html     рейтинг: 0  

Городской Блог