Авторы фейсбук-страницы «Крым: культура, туризм, события» попробовали проанализировать слабые места в маркетинговой стратегии и тактике крымских здравниц и курортов полуострова в сравнении с коллегами из соседних регионов. В анализе поучаствовали и эксперты Ассоциации оздоровительного туризма России!
Без огонька
Крымский мост оправдал надежды местных властей на значительное увеличение турпотока на полуостров в текущем сезоне.
По данным регионального министра туризма Вадима Волченко, по состоянию на конец августа Крым посетили более 5 миллионов человек. Это почти на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. Отметим, что всего за 12 месяцев 2017-го на полуострове побывали 5,39 миллионов человек. В этот раз общее количество туристов по итогам года может приблизиться к 6 миллионам. По крайней мере, на этот рассчитывают в крымском минтуризма.
В Ассоциации малых отелей Крыма полагают, что прогноз может оправдаться. На данный момент серьезного снижения спроса на средства размещения не отмечено.
У отельеров есть такое понятие – «провальные даты».
В Крыму это обычно конец августа, начало сентября. Но в этот раз провала не случилось. Напротив, по состоянию на сегодняшний день, загрузка на 10-15% больше, чем в прошлом году в это время, 90%. Думаю, в октябре будет похожая ситуация, так как люди звонят, интересуются, бронируют. Очень много тех, кто приезжает на одну-две ночи, так сказать, на разведку» - рассказала глава Ассоциации малых отелей Крыма Наталья Пархоменко.
Отметим, что летом почти по всему Крыму отмечалась 100%-я загрузка отелей и гостевых домов.
Почувствовали «эффект моста» и крымские здравницы.
«При анализе данных, размещённых на сайте Министерства курортов и туризма Республики Крым, наблюдается существенный прирост средних показателей загрузки коллективных средств размещения, к которым относятся и здравницы. В среднем по году, в сравнении с аналогичным периодом (январь-июль) 2017 года наблюдается рост загрузки с 35% до 39% (т.е. 11,4% в относительном выражении), а в период май-июль мы наблюдали самый существенный рост, с 64% до 74% (в относительном выражении это 15,6% прироста), причем, по некоторым регионам средний показатель загрузки достигает 95%.
Наши коллеги из здравниц Крыма подтверждают, что в данный момент номерной фонд в санаториях действительно находится на пике загрузки, особенно в наиболее востребованных объектах», - сообщил медицинский директор Ассоциации оздоровительного туризма Михаил Данилов, отметив, что летом санатории на морских побережьях используются, прежде всего, как средства размещения у моря, поэтому реальную картину динамики спроса на санаторный отдых в регионе можно будет оценить в конце года.
При этом отраслевые эксперты отмечают, что пока санатории и пансионаты полуострова просто пользуются моментом, но сами в большинстве своем не предпринимают никаких усилий по привлечению дополнительного потока отдыхающих, к примеру, в «бархатный сезон». И в этом они проигрывают соседним регионам – Краснодарскому краю, Кавказским минеральным водам и республикам Северного Кавказа.
«Традиционно для увеличения продаж в низкий сезон объекты размещения формируют акции и специальные ценовые предложения для своей целевой аудитории. Санатории Ставропольского края сейчас разрабатывают много новых, интересных программ по оздоровлению, таких как детокс, анти-стресс и другие. В санаториях КМВ активно развивается косметология и различные программы для красоты и омоложения. Помимо оздоровительных программ в курортных городах КМВ активно развивают инфраструктуру и культуру досуга: курортные парки и общественные курортные зоны. Все это позволяет наращивать синергетический эффект по объему турпотока», - рассказала директор по развитию компании ZDRAVO.RU Светлана Бабурина.
По словам эксперта, в Краснодарском крае, и в частности в Сочи есть программы, когда люди проживают в Красной поляне, а ездят на море на специально организованном трансфере. В то же время в зимний период, уже санатории делают специальные программы, когда люди проживают и лечатся в санатории, а отправляются кататься на лыжах в Красную поляну.
«Люди понимают, чем они будут заниматься в отпуске, как проведут время сами и как организуют отдых детей: на какие экскурсии поедут, какие мероприятия посетят, как и чем будут заняты дети. Санаторно-курортное лечение для многих, это в первую очередь – отпуск, и они хотят отдохнуть, а не только посещать процедуры», - отметила Бабурина.
По мнению участников рынка, в несезон крымские здравницы могли бы сделать ставку на талассотерапию, так как все природные факторы этому способствуют. «Специализированных таласо- программ в Крыму крайне мало. Хотя есть объекты, которые у себя реализовали такие программы на основе крымских грязей, солей и рапы, и они имеют высокую загрузку круглогодично. Релакс, спа и косметология – то, за чем едут в другие страны в низкий сезон. В Крыму это может стоить существенно дешевле», - уверена Бабурина.
Однако эксперт добавила, что эта индустрия требует дополнительных шагов, например, специальную подготовку специалистов и инфраструктуру, поскольку такие процедуры больше относятся к удовольствиям, чем к классическому санаторно-курортному лечению.
Участники рынка отмечают «провал» Крыма и по глубине бронирования из-за традиционной крымской неторопливости.
«У популярных санаториев глубина бронирования может составлять 9-12 месяцев, поскольку загрузка в высокий сезон достигает 100 %, люди стремятся заранее забронировать себе путевку. Многие санатории специально делают акции по раннему бронированию для привлечения клиентов, которые этим активно пользуются. Корпоративные клиенты на летний сезон закупают путевки в октябре-ноябре, так как именно в этот период идет бюджетирование на следующий год, и сотрудники планируют свои отпуска. В Крыму в предыдущие годы цены на сезон мы получали только после нового года, поэтому и глубина бронирования ниже, чем у санаториев Краснодарского края и КМВ», - резюмировала Бабурина.