Эмоций, полезных для долгосрочного успеха, всего три – благодарность, сострадание и гордость. В отличие от базовых чувств – счастья, гнева, грусти или страха, они непосредственно связаны с социальной жизнью, а именно социальная жизнь требует от нас готовности мириться с издержками сейчас ради будущего вознаграждения.
Благодарность
Если вы спросите любого человека о чувстве благодарности, скорее всего, он вспомнит, как кто-то когда-то ему помог. На самом деле, благодарность – это активное, а не пассивное состояние, оно готовит людей к сотрудничеству.
Есть разница между благодарностью и чувством долга, иногда подарок или услуга вызывают в нас самые теплые чувства, а иногда – раздражают появившейся ответственностью и необходимостью отплатить. Мы чувствуем благодарность, когда понимаем, что человек потратил время и усилия, поэтому искренне стараемся отплатить ему тем же. Мы предлагаем ответную помощь и запускаем цепочку долгосрочных отношений.
Эксперименты показывают, что чувство благодарности напрямую связано с самоконтролем и осознанием будущих наград. Так, благодарные люди чаще предпочитают подождать, чтобы получить $100, вместо того, чтобы забрать меньшую сумму сразу.