"Семь заповедей", превративших Турцию в страну массового туризма
10:10, 27.08.2018 sochi
Дорогие читатели и читательницы блога! Селям вам и просто здравствуйте!
На днях был в гостях в Министерстве культуры и туризма Турции.
Поздравлял, так сказать, с назначением нового министра. Ну и, промежду прочим, заговорили о том, как Турция стала страной массового туризма.
Занимательная статистика: Турция - 6-я в мире по числу иностранных гостей. 2017 год она закрыла с 39,9 млн чел. Пятерка лидеров выглядит следующим образом: Франция - 88,9 млн, Испания - 82,2 млн, США - 72,9 млн, Китай - 59,3 млн, Италия - 57,8 млн чел.
Поскольку России с её 24,4 млн нет не только в первой пятерке, но и в первой десятке - вопрос о турецких успехах, как минимум, не праздный.
После того, как вместе с СССР рухнул железный занавес, перед нашими соотечественниками предстала уже "готовая на блюдечке" Турция. Случился её успех, вроде как, в одночасье и многие его связывают, как раз, с падением СССР.
Это справедливо, что наши путешественники оставили много денег в Турции и это способствовало её туристическому росту "по экспоненте".
Но, все же, не будь турками проделана большая "домашняя работа", наши соотечественники точно хлынули куда-нибудь в другое место.
В общем, сидели мы в Министерстве и выяснилось, что они написали книгу на эту тему в 2015 году, приурочив её публикацию к своему 50-летию (в виде Министерства существует с 1963 года).
Вот это замечательное произведение, вышедшее тиражом всего в одну тысячу экземпляров, счастливым обладателем которого я стал.
И после прочтения все сразу встало на свои места.
Хлопнув себя по морщинистому лбу, сразу вспоминаешь про моду на ориентализм в быту XIX века - пыльные ковры, дымящие кальяны, кривые сабли и про армянина Айвазовского, "расписавшего" Стамбул и в фас и в профиль...
И про знаменитый Восточный экспресс, стартовавший 5 июня 1883 году из Парижа в Стамбул и преодолевший расстояние в 2656 км за 87 часов. Было в том экспрессе всего два вагона...
Ну, а дальше вступила в дело турецкая предприимчивость и смекалка.
Подробнее мы поговорим обо всем об этом в передаче, которую будем записывать на днях на радиостанции "Вести ФМ".
А пока хочу поделиться переводом совершенно замечательной памятки под заголовком "Турист: что это, кто это?". Все из той же самой книги. Даты на памятке нет, но, судя по хронологии в книге, - это ранние пятидесятые.
То есть, когда Турция только-только делала свои первые шаги в массовом туризме...
Итак, читаем и наслаждаемся. В отдельных местах так и хочется выйти на площадь Султанахмет и зачитать стамбульским зазывалам вслух :)
Исходя из того, что турист - наш гость, мы его должны угощать. Мы должны ему пытаться показать все самые интересные уголки в том месте, где он находится.
Если у туриста нет сил, если он занят своими делами, с друзьями или семьей, ни в коем случае, не надо собираться возле гостей и беспокоить их. Однако, если туристу нужна помощь или услуга, мы должны проявить к ним всяческий интерес.
Если в наш город, в нашу деревню приехал турист или туристическая группа, то, стары или молоды, мы обязательно должны их с улыбкой поприветствовать.
Если турист едет по дороге в машине, то мы должны его поприветствовать, помахав рукой. Особенно, это не должны игнорировать школьники и молодежь. Ничто так не осчастливит туриста в чужой стране, как приветствие взмахом руки.
Даже если мы не знаем языка, то, все равно, мы можем помочь туристу. Он может жестами объяснить вам свою проблему. Вы ему, также жестами, можете помочь. Не приближаться к туристу - "моя твоя не понимать" - большая ошибка.
Если у туриста сломалась машина, если турист потерялся, если турист спрашивает адрес, если турист не нашел столовую или место для сна, мы должны ему помогать всеми силами.
Мы должны препятствовать тем, кто пытается на туристе "срубить" мелочь или обмануть его. Если мы что-то такое видим, то немедленно должны сообщить мухтару (районный староста, а не пёс :) ), жандарму или полицейскому.
Мы должны давать туристу на еду и питье все самое лучшее, все самое свежее, все самое чистое.
В туризме основа всего - это чистота. Наши столовые, отели, мотели, гарсоны, приборы - все должно быть чистым до блеска.
Мы не должны просить за оказываемые услуги или проданный товар от туриста больше, чем они стоят. Мы не должны его обманывать.
МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ИСПОРТИТЬ ИМИДЖ ТУРЕЦКОГО ГОСТЕПРИИМСТВА, ИЗВЕСТНЫЙ ВО ВСЕМ МИРЕ.
Берусь утверждать, что если следовать этой или похожей памяткам, то можно завоевать сердце любого интуриста, даже самого скептика.
Городской портал Сочи: новости, погода, афиша, работа (вакансии и резюме), бесплатные объявления (недвижимость, авто), каталог организаций, интернет-магазин.
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на gorodskoyportal.ru обязательна.
Для интернет-изданий — гиперссылка: gorodskoyportal.ru.