Индикатор неравенства: летние каникулы вредны?
За лето школьники теряют значительную часть знаний. Особенно это касается детей из небогатых семей
Романтическая версия летних школьных каникул – три месяца беззаботного веселья и игр на берегу водоемов. Реальность часто выглядит иначе: работающим родителям приходится придумывать, как занять детей, нагрузка на бюджет сильно возрастает. В Великобритании, к примеру, летом родители еженедельно в среднем тратят $172 на одного ребенка. Кроме того, уровень знаний за время отдыха неизбежно падает.
Различные исследователи сходятся на том, что в среднем за летние каникулы ученики «откатываются» примерно на месяц школьного обучения назад. Это более заметно в случае с математикой и менее – с чтением. Причем объем потери знаний больше у старшеклассников.
Школьное расписание варьируется от страны к стране, однако в большинстве случаев летние каникулы предусмотрены. Они составляют от 3 недель в Южной Корее до 3 месяцев в США, Италии, Латвии и России. Происхождение каникул туманно, считается, что они – пережиток аграрного прошлого. Летом родителям как никогда требовалась помощь детей с урожаем, впрочем, многие историки считают эту связь не подкрепленной доказательствами.
Очевидно, что летом дети забывают изученный ими материал, говорит профессор социальной психологии Харрис Купер из Университета Дьюка (Северная Каролина). В ходе исследования, в котором приняли участие американские школьники в возрасте от 7 до 15 лет, ученые выявили, что за лето дети в среднем теряют примерно четверть от объема полученных за минувший учебный год знаний. Подобный регресс наблюдается не только в США, но и в Бельгии, Канаде, Германии и других странах – там, где продолжительность летних каникул заметно меньше.
Доходы семьи
Также отмечается, что снижение уровня навыков чтения зависит от дохода семей. В США ученики из семей с низкими доходами и с ограниченным доступом к книгам, музеям, образовательным лагерям и так далее за лето успевали отстать от сверстников. Дети из семей со средним доходом демонстрировали, скорее, улучшение своих навыков чтения. Лето – время года, которое характеризуется наибольшим неравенством, считает Мэтью Боулэй из американской НКО National Summer Learning Association.
Исследование, проведенное в 2007 году в Балтиморе (штат Мэриленд), указывает, что в случае с 14–15-летними подростками из семей разного достатка образовательный разрыв за лето может достичь 66%. В развивающегося странах, считает Бенджамин Пайпер из американского исследовательского института RTI International, дела с этим обстоят еще хуже. В исследовании (2017), одним из авторов которого он выступил, говорится о том, что в африканской республике Малави потери от летнего отдыха у обучающихся по американской программе ликвидации безграмотности составили почти 100% приобретенных ими знаний за весь год. По мнению Пайпера, международные спонсоры, потратившие в 2015 году на обучение африканских детей $1,4 млрд, вообще рискуют потерять свои инвестиции.
Педагоги и ученые беспокоятся, что дети все чаще проводят лето перед экранами телевизоров или своих гаджетов, так как у родителей нет денег на оплату лагерей или других видов досуга. По данным Pew Research Centre, в прошлом году году число 16–19-летних подростков, занятых на оплачиваемых летних работах в США, сократилось до трети (в 2000 году их насчитывалось более половины). Впрочем, возможно, некоторую часть молодежи на себя оттянули неоплачиваемые стажировки.
Три решения проблемы
Эксперты предлагают три решения проблемы летних каникул: увеличение времени обучения в школе, равномерное распределение каникул по всему году и госфинансирование летнего досуга для детей.
Первый вариант претворяет в жизнь Южная Корея: в стране самые маленькие летние каникулы и самое продолжительный в мире учебный год. Впрочем, школьникам даже летом не удается отдохнуть – родители записывают их к репетиторам или на курсы подготовки к экзаменам. Однако за свою блестящую успеваемость они платят большую цену: по большей части эти дети несчастны и страдают от большего количества психических проблем по сравнению со своими сверстниками из других развитых стран.
Второй подход – распределение отдыха равными долями в течение всего года. По мнению профессора Купера, 3-месячные каникулы в США устарели, и не такой продолжительный вариант «более совместим с современной жизнью в Америке».
Психолог Лора Карстенсен из Стэнфордского Центра изучения долголетия считает, что у людей в наши дни должны быть длительные и медленно развивающиеся карьеры с частыми перерывами на отдых. Возможно, таким же и должен быть учебный год. Некоторые американские школы перешли на годовую модель обучения, заменив 10–12-недельные летние каникулы более короткими периодами отдыха и распределив их на весь год. Результаты академической успеваемости в них были выше и не снижались после каникул.
Впрочем, Мэтью Боулэй сомневается, что призывы изменить график учебы возымеют эффект: мало кто поддерживает полную отмену летних каникул, эта традиция пустила слишком глубокие корни. Он предлагает налогоплательщикам или филантропам оплачивать летний досуг детей – занятия, в ходе которых ребенок мог бы развивать навыки и умения, на которые школа обращает мало внимания. Детям нужно больше учиться, но не обязательно в школах, считает он.
Летние курсы не обязательно должны быть дорогими. Дэвид Куинн из Университета Южной Калифорнии утверждает, что даже такие простые действия, как предоставление материалов для чтения или SMS-напоминания родителям о том, что нужно проследить за тем, чтобы дети читали, могут значительно снизить потерю знаний за лето.
Власти некоторых стран готовы помочь семьям, которые летом сталкиваются с трудностями. Британское Министерство образования, к примеру, недавно объявило о выделении примерно $2,5 млн на программы летнего досуга для детей, а также обеспечение их едой. Венгрия также увеличивает объем продовольственной помощи детям в течение летних каникул, а в США активисты в этом году сорвали попытку правительства полностью перекрыть федеральное финансирование летнего досуга детей.
Стоит отметить, что в целом негативный эффект летних каникул пока еще остается не изученным до конца. Однако доказано, что в плане успеваемости самый эффективный вариант – дополнительные образовательные программы на лето. Эксперты предлагают смешивать в таких летних школах (образовательных лагерях) академическое обучение с рекреационными видами деятельности, а также подбирать для них более профессиональный штат. Впрочем, вне зависимости от выбранной формы летнего образовательного досуга рекомендуется сделать так, чтобы эти обучающие программы не выглядели для учеников наказанием.
Источник!