Продажи туров в Крым и Краснодарский край летом 2018 года, вопреки осторожным ожиданиям участников рынка, пошли в этом сезоне вверх. О факторах, повлиявших на внутренний туризм в летнем сезоне, «Вестник АТОР» побеседовал с генеральным директором туроператора «Дельфин»Сергеем Ромашкиным.
– Сергей, в начале года вы довольно сдержанно оценивали перспективы сезона по внутреннему туризму, прогнозируя возможный рост не более 5%. Как изменилась ситуация в ходе сезона?
– Действительно, в начале 2018 года продажи шли примерно на уровне прошлого года. Однако, ближе к апрелю пляжные направления начали «разгоняться». Рост турпотока в Крым, что совершенно очевидно, подтолкнуло открытие моста. Дорога заметно облегчилась, удешевилась. Сейчас мы видим, что по итогам сезона рост турпотока в Крым может составить около 15-17% - это все еще не уровень рекордного 2016 года, но очень значительный прирост для направления.
Краснодарский край растет немного скромнее – мы прогнозируем около 10% по итогам сезона. Лидером роста здесь остался Сочи, т.к. здесь именно сконцентрировано наибольшее количество объектов размещения, сюда направляется наибольший объем авиаперевозки. Что касается спроса на Абхазию, то у нас в этом сезоне он снизился примерно на 10%.
Экскурсионные направления развиваются по циклам. Сейчас они находятся в длительном (трехлетнем) цикле спада, и никакие события этого года не смогли повлиять на снижение спроса. Спад по «Золотому Кольцу» составляет 15%, по Санкт-Петербургу в июне спад доходил до 17-20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Мы, вероятно, ошибочно предполагали, что спад по таким городам, как Москва, Петербург и Казань в этом году обусловлен исключительно тем фактором, что они принимали болельщиков Чемпионата мира по футболу 2018. Ошибочно – потому что снижение фиксируется и по таким городам, как Владимир, Суздаль. И здесь уже причина в общих экономических факторах, влияющих на спрос по всем экскурсионным направлениям.
Учитывая рост на пляжных направлениях и снижение на экскурсионных, общий рост внутреннего турпотока по итогам сезона будет не таким значительным, но все же выше, чем предполагалось нами ранее – не менее 8-9%.
– Какое влияние на внутренний туризм оказал Чемпионат мира по футболу?
– Все города, принимавшие ЧМ получили приток туристов-болельщиков, по разным оценкам –до 3 млн визитов (посещений, не человек). Конечно, для Саранска, Волгограда, Нижнего Новгорода, это – рекордные результаты.
При этом наши экскурсионные лидеры – Москва, Санкт-Петербург, Казань, получив массу болельщиков, потеряли часть классического турпотока. Для этих городов итоговый результат скромнее, но рост все же есть.
На внутренних пляжных направлениях проведение Чемпионата мира никак не отразилось. Мы видим небольшую активизацию спроса после окончания мероприятия. Вероятно, некоторые туристы предпочитали смотреть матчи дома – с семьей, друзьями, проводить время в фан-зонах. Многие также не могли покидать место работы на период проведения матчей: именно такие туристы начали поиски места отдыха после окончания ЧМ, и многие из них поедут на российские курорты. Места здесь еще есть. Заполнены в основном, популярные объекты с оптимальным соотношением цены и качества.
– Какие внутренние направления вошли в ТОП-5 этого лета по объемам турпотока?
– Традиционно, лидирует Краснодарский край во главе с Сочи. Далее в регионе следуют Анапа, Геленджик.
Крым на втором месте. Здесь также традиционно лидирует южный берег, но, учитывая пробки на дорогах на въезде на полуостров, всё большей популярностью пользует восточный берег. Замыкают ТОП-5 в этом году Москва, Санкт-Петербург и Казань.
– Открытие моста в Крым побудило многих туристов поехать на отдых на собственных автомобилях. В следующем году должен быть открыт железнодорожный мост. Как это всё отразится на сегменте авиаперевозки? С 2014 года самолет стал основным средством передвижения для туристов, посещающих Крым…
– Думаю, в дальнейшем роль авиаперевозки для Крыма будет снижаться. Частично туристы пересаживаются на автомобили, что значительно удешевляет поездку. В дальнейшем значительную часть туристического потока перетянет на себя железнодорожный транспорт. Железная дорога расширяет географические возможности перевозки, как по континентальной части России, так и по территории Крыма.
В прошлом году авиарейсы в Крым выполнялись из более чем 60 городов. Это очень хороший результат. Но исторически, по железной дороге в Крым раньше прибывали люди не менее чем из 300 городов России: в целом в 2-3 раза больше российских туристов, чем прибывали на полуостров на самолете. Кроме того, проезд по железной дороге все еще дешевле.
– Недавно стало известно об ограничениях работы в Крыму сервиса Booking.com. Это может как-то отразиться на загрузке местных отелей?
– Чем меньше объект, тем больше он зависим от работы этого сервиса. Озвучивалось, что в мини-гостиницах доля бронирований с «Букинга» достигает 50%. Для них перебои в работе этого сервиса – катастрофа.
Крупным отелям, с которыми мы работаем, «Букинг» дает не более 10% загрузки. Оставшийся объем загружается посредством прямых продаж и туроператоров.
Насколько мне известно, введенные ограничения не исключают возможности забронировать жилье в Крыму. Но его использование туристами для бронирования стало более затруднительным.
– Туроператоры могут предложить Крыму альтернативу «Букингу»?
– Конечно, мы давно работаем с Крымом, на сайте «Дельфина» представлена возможность забронировать объект онлайн и оплатить его картой. Мы открыты к работе не только с крупными объектами, но и с небольшими отелями региона.
– Как развивается ваша система онлайн-бронирования?
– Ее совершенствование идет постоянно. Мы добавляем новые опции, улучшаем существующие сервисы. Кроме того, мы расширяем географию своего присутствия по России. Сейчас в нашей базе около 3000 отелей по всей стране, постепенно подключаются небольшие города.
– Что можно сказать об экономике этого сезона? Вы прогнозируете рост внутреннего турпотока до 8-9%. Прибыль вырастет так же?
– Этот год станет для нас, несомненно прибыльным, но доходы растут не такими темпами, как турпоток. В этом году произошло снижение цен на всех внутренних пляжных направлениях. В Крыму цены на размещение в среднем снизились на 5%, в Краснодарском крае – на 4%.
В результате снизилась средняя стоимость тура. Но несмотря на колебания спроса, внутренний туризм остается прибыльным сегментом. Нам не пришлось сокращать свои объемы в этом году, и сезон пока превосходит наши ожидания.
– На рынке выездного туризма стремительно растет тенденция к сокращению агентских комиссий, вводятся промо-тарифы. Происходит ли нечто похожее во внутреннем туризме?
– Мы не снижаем комиссию, и отчасти это дало нам преимущество перед выездным рынком и какой-то объем дополнительных бронирований. Сейчас наша комиссия составляет 12-14%, то есть примерно в два раза больше, чем на выездных направлениях. Средняя стоимость тура по России почти в два раза ниже, чем по Турции, но комиссию в рублях турагент получит примерно одинаковую.
При этом внутренний туризм имеет большой потенциал: Турция примет, по самым оптимистическим прогнозам, 5-6 млн туристов из России, а только российские пляжные курорты (Краснодарский Край и Крым) – около 20 млн, в том числе – не менее 8 млн организованных туристов. Россия – это по-прежнему направление номер один для наших туристов.
– Вы видите рост интереса турагентов к внутренним направлениям?
– Начать стоит с того, что количество агентов на рынке очень ощутимо снижается. К этому приводят как банкротства туроператоров, так и переход туристов к самостоятельной организации туров.
Агенты должны оперативно реагировать на спрос, но последние два года они реагируют практически исключительно на спрос по Турции. К сожалению, объем продаж 2016 года, когда все агентства переориентировались на внутренние направления, операторам по внутреннему туризму удержать не удалось. С открытием Турции агенты вновь переориентировались на это направление. Сейчас Турция занимает не менее 50% продаж в крупных агентских сетях, в то время, как Россия – 10-15%. Вероятно, Турцию продавать легче.
Наибольший интерес к внутреннему туризму мы видим в регионах, где соотношение внутреннего и выездного сегментов идет примерно один к одному. Москва – город выездного туризма, здесь интерес к турам по России очень невелик. А вот в регионах продавать внутренние направления более чем выгодно – и это необходимо использовать.
http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/44005.html