Базовые ценности
Бухгалтерия известна с античных времен, но относительно современный вид — с дебетом и кредитом — приобрела в Италии ХIV века, где процветала торговля. Поэтому нынешнюю бухгалтерию принято называть итальянской. Самая ранняя из бухгалтерских книг, сохранившихся до наших дней, датируется 1340 годом и составлена в Генуе.
В 1494 году венецианский монах Лука Пачоли написал первую книгу по бухгалтерии, обозначив принципы, по которым мир финансов живет и сегодня.
В XVI веке аналогичные труды были опубликованы в Германии, Франции, Англии и Голландии — они содержали раннюю трактовку понятий активов, пассивов и дохода.
Во время промышленной революции бухгалтерию пришлось приспосабливать к массовому производству. А в конце XIX века она вообще вышла на первый план в связи со становлением системы, когда компании принадлежат большому количеству акционеров, которые на предприятиях никогда не бывали и в специфике финансовых операций ничего не смыслят,— посему управляют компаниями наемные менеджеры.
Тем временем в Италии бурно развивалась наука о бухгалтерии. Господствовал «патримониалистский подход», который предусматривал центральную роль капитала как единственной по-настоящему бухгалтерской реальности, отражаемой в балансе. Капитал разделялся на положительные (активы) и отрицательные (пассивы) элементы.
События в жизни предприятия подавались бухгалтерами так. Изменение в нетто-капитале (capitale netto; сумма изменений в активах и пассивах) за определенный период давало понятие дохода. Бухгалтерский баланс являлся главным документом в финансовом отчете, счет прибылей и убытков был лишь дополнительным документом.
В середине XX века в бухгалтерии стали массово применяться машины. Внедрение компьютеров резко расширило ее возможности, и ключевым понятием стало data processing — обработка данных.
Финансы Ренессанса
Пионером инновационной бухгалтерии можно назвать Banсo dei Medici, основанный в 1397 году.
Не он создал итальянскую схему, благополучно работающую и в наши дни, но именно он первым строил на ней свою деятельность — дебет и кредит, депозиты и снятие средств со счетов. Поэтому Banсo dei Medici и стал главным европейским банком — клиенты всегда могли узнать реальное состояние его дел.
Медичи считались богатейшими людьми на континенте, среди представителей фамилии были и крупные купцы, и коронованные особы. Естественно, точно оценить их богатство затруднительно, потому как заключалось оно не только в деньгах, но и в землях, замках и произведениях искусства — по заказу Медичи писали, ваяли и строили величайшие творцы эпохи Возрождения.
Так или иначе, когда основатель Banсo dei Medici Джованни ди Биччи де Медичи переехал из Рима во Флоренцию, он располагал очень крупным капиталом — 10 тыс. флоринов. Через несколько лет, пользуясь неформальными связями, Джованни Медичи выбил для своего банка эксклюзив — Святой престол держал депозиты исключительно в Banco dei Medici, и последний мог тратить огромные суммы на проекты, которые следовало бы обозначить как транснациональные. Офисы банка располагались не только в Пизе и Милане, но и в Брюгге, Авиньоне, Лионе, Лондоне, и это способствовало распространению итальянской бухгалтерии в Европе.
А еще Banco dei Medici имел спецподразделение, задачей которого было удовлетворять нужды римского папы в его поездках.
Так что клан Медичи называли банкирами Бога неспроста. Стоит упомянуть, что выпускаемые Медичи золотые флорины какое-то время были главной европейской валютой — именно их предпочитали использовать в торговле и инвестициях.
Banсo dei Medici привлекал срочные депозиты и депозиты до востребования. Деньги он вкладывал в международную торговлю, приобретая корабли и доставляя товары по всему миру. Также Banco dei Medici наладил бизнес с чеками, популярным средством платежа во внешнеторговых сделках. Католическая церковь тогда запрещала ростовщичество, поэтому банк не мог открыто привлекать вкладчиков какой-то процентной ставкой или выдавать часть депозита под процент в виде займа. Иначе вкладчик и банкир оказывались грешниками.
На чеке значилось, что клиент положил в Banco dei Medici (например, во Флоренции) то или иное количество флоринов и может получить в зарубежном отделении соответствующую сумму в местной валюте. То есть банк играл на разнице валютных курсов, заявляемых его конторами. Такие операции ростовщичеством не считались. Однако эта банковско-бухгалтерская инновация отдавала мошенничеством. Как бы то ни было, управляющий одного из подразделений Banco dei Medici однажды заметил: «Бизнес банка строится на международной торговле — именно туда уходит весь капитал».
О том, что происходит в современных банках и бухгалтерии 600 лет спустя вышеописанных событий, читайте здесь!