Во что государствам обходятся болезни граждан?
С некоторых пор на планете наблюдается общее оздоровление населения. В связи с этим хочется бросить взгляд на финансовую (и не только) составляющую медицины — в том числе в ретроспективе.
СЕРГЕЙ МИНАЕВ
Не в деньгах счастье
C точки зрения человеческого здоровья мир в целом чувствует себя сейчас хорошо. Число детей, ежегодно умирающих до достижения пяти лет, с 2000 года уменьшилось вдвое — до 5,6 млн. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в мире выросла за это время до 71 года — прибавка в пять лет. Количество вакцинированных детей достигло рекордного уровня, особо впечатляющих успехов добились здесь развивающиеся страны.
При этом, по данным Всемирного банка и Всемирной организации здравоохранения, 800 млн человек во всем мире тратят более 10% своего бюджета на медицинские услуги.
Еще у 180 млн эта доля превышает 25%. А 100 млн из-за больших расходов на медицину вынуждены пребывать в категории «исключительно бедные» (границей здесь является прожиточный минимум $1,9 в день). В Уганде, например, 53% пациентов вынуждены брать кредиты для оплаты лечения в больницах, а 21% — вообще распродавать имущество.
Первая в мире бесплатная служба здравоохранения, покрывающая все население, появилась в Великобритании в 1948 году.
В рекламных листовках, которые были доставлены в каждый дом, только и говорилось что о деньгах: «служба освободит вас от заботы о финансах во время болезни». Постепенно к схемам всеобъемлющего медицинского страхования перешли и другие страны.
Как правило, чем богаче страна, тем больше она тратит на здравоохранение. Если смотреть по доле в ВВП, показатели индустриальных стран вдвое больше, чем у развивающихся. Но, как подчеркивает нобелевский лауреат по экономике Ангус Дитон, такой важнейший показатель, как продолжительность жизни, зависит от объема расходуемых средств только до определенного момента. Да, с ростом дохода на душу населения здоровье нации улучшается, и люди живут дольше, поскольку тратят больше на еду и лекарства. А правительство через налоги получает деньги на проекты, которые должны идти на пользу здравоохранению.
Но, по словам Дитона, «нужно тратить деньги с умом. Есть способы обеспечить приемлемое здоровье нации, несмотря на низкий уровень доходов, и есть способы потратить огромные средства впустую, Америка — это тот самый случай».
Пример проявленной рациональности — Япония, где охват государственным медицинским страхованием составил 80%, когда доход на душу населения был лишь $5,5 тыс. в год. Или Чили и Коста-Рика. Там доход на душу населения — всего 25% показателя США, а расходы на здравоохранение на ту же душу — вообще 12%. И тем не менее ожидаемая продолжительность жизни там идентична цифрам США. Таиланд тратит на здравоохранение только $220 на душу населения в год, но продолжительность жизни там такая же, как в индустриальных странах. В Руанде ВВП на душу населения составляет $750, однако ее схема государственного медицинского страхования охватывает 90% населения, и за последние 10 лет младенческая смертность там снизилась вдвое.
Теперь Всемирный банк вообще считает, что высокий уровень здравоохранения способствует доходам населения. Исследование, проведенное в 2011 году Университетом Санкт-Галлена (Швейцария), показало, что в 12 европейских странах между 1820 и 2010 годами наблюдалась явная связь между развитием здравоохранения, снижением смертности и ростом ВВП на душу населения. Также Всемирный банк ссылается на исследование, согласно которому между 1780 и 1979 годами 30% роста ВВП Великобритании было обеспечено улучшением здоровья и питания населения.
Занимательное здравоохранение
С исторической точки зрения медицинская практика весьма увлекательна. Например, древнеегипетские врачи во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры умели диагностировать кожные и глазные заболевания — ввиду доступности органов для исследования. Ну а внутренними болезнями занимались жрецы. Заметим, что сейчас, несмотря на расцвет здравоохранения в развивающихся странах и рост расходов населения на медицину, с диагностикой тоже не все гладко. Доскональная проверка сельских больниц в Индии и Китае выявила, что там первоначальный диагноз оказывается верным только в 12% случаев.
Так или иначе, в Древнем Египте врачи считались продвинутыми учеными — в отличие от жрецов. Первый врач, упоминающийся в истории, Имхотеп не только лечил людей и писал труды по патологии и физиологии, но и проектировал пирамиды. А также был специалистом по астрологии. Тем не менее важнейшими лекарствами признавались фиги и касторовое масло. И хотя египтяне практиковали мумифицирование, их познания в человеческой анатомии, как полагают, были минимальными (по крайней мере, до Имхотепа).
В Ассирии и Вавилоне медицина была основана на демонологии и магических процедурах. Сохранилось терракотовое изваяние желудка, который считался вместилищем души, а также объектом-указателем воли богов. Также врачи занимались толкованием снов — тоже как свидетельства божественного соизволения. Одним из главных медикаментов считалась вода — носитель, полный сакрального смысла.
Древнееврейская медицина трактовала болезни как проявление божьего гнева. Однако в Библии упоминается, что раны следует лечить вином и маслом. А постоянно повторяющееся там слово «проказа» указывает на разные кожные болезни, например псориаз.
В Индии прославились как минимум два врача — Сушрута (IV век до н. э.) и Чакрата (II век до н. э.). Сушрута оставил вполне внятные описания симптомов малярии, диабета и туберкулеза. А в качестве анестезии рекомендовал коноплю.
Полностью читать здесь!