Последние месяц - полтора весь туристический и гостиничный мир в России активно обсуждает тему возможного / желательного или нежелательного запрета Booking.com в стране. Я, честно говоря, от профессионалов сферы туризма требования именно запрета не слышал. С мнением же о том, что и эта компания должна соблюдать нормы российского законодательства лично я согласен на все 100% (сейчас ну совсем не так).
Но вот в какие страсти выливаются обсуждения данной темы:
1. Письмо "Академсервиса", разосланное многим партнерам:
2. Ответ Алексея Волова на данное письмо
РАССЫЛКА vs FACEBOOK, ИСАКОВИЧ vs ВОЛОВ, СТАРОЕ vs НОВОЕ или как еще лучше - не знаю - назвать этот пост о письме, разосланному большому количеству отелей компанией Академсервис на прошлой неделе, в котором ее генеральный директор называют меня подонком? Почитайте, если не видели - это интересно. Мне самому переслали это сразу несколько отельеров, и я решил открыто поделиться здесь и письмом, и своими мыслями по этому вопросу. Буду признателен, если отметите, получили ли вы такое письмо тоже, и за ваши мнения по вопросу в комментариях.
Несмотря на то, что в своем посте, который вызвал столь эмоциональную реакцию компании, я допустил одну неточность, а Академервис и вовсе не был упомянут мной, я считаю это письмо, также как и само более раннее обращение г-на Войтовича в Минкультуры об ограничении работы Booking.com в России - об этом уже много сказано, большой нелепицей и яркой вспышкой все еще к сожалению присутствующих в нашем бизнесе закостенелости и кондовости.
Допущенная мной неточность касается фразы «истинно русские туроператоры», ее следует читать «истинно российские». Я всегда уважительно относился ко всем нациям без исключения, если невольно кого-то задел или обидел, прошу меня простить - это было сделано ненамеренно. Впрочем, как видно из письма совсем не это стало причиной раздражения Академсервиса.
А вот теперь позвольте по сути. В письме написано, что Академсервис за ограничения никогда не выступал, не был замечен нигде ни разу и т.д. и т.п. Ну так и Войтович как частное лицо (не как туроператор) обращение в Минкультуры написал, и Академсервис, являясь вроде как лидером рынка, не выступал также против предлагаемых ограничений - не озвучил официальную позицию нигде и не сказал свое веское - "мол, мы за открытый рынок, за прозрачность и новые технологии, запретами рынку развития не придашь» и т.п… Увы, не был замечен и в такой позиции тоже… Получается вроде не туроператоры писали обращение, не они выступали за ограничения - они вообще ни при чем. Интересно, не выступали потому что позиции нет, или потому что интересно понаблюдать со стороны и потом выйти на поляну собирать урожай? Кстати, данное-то письмо г-н Исакович тоже не подписал - ни подписи, ни печати нет… - Может, и не он писал вовсе? Секретарь на эмоциях настрочила, на бланк шлепнула и пульнула по базе?.. Так, что ли?
Коллеги, неужели вы правда думаете, что за обращением в Минкультуры никто кроме написавшего частного лица не стоит, что это не попытка прощупать реакцию, и откатить рынок назад? Лет эдак на 15-20, когда отели охотно отдавали контроль над своей дистирбуцией посредникам, вступали во всевозможные платные альянсы, организуемые ими же, предоставляли эксклюзивные цены, отдавая с потрохами своих прямых клиентов, шли на невыгодные условия посредников под страхом потерять весь их бизнес - а что было делать? Альтернативы-то не было… В результате посредники зарабатывали на сделках чуть ли не больше, чем сами производители услуг (отели). Потом рынок изменился, уровень компетенций и осознания в индустрии подрос, пришли игроки нового типа с новыми технологиями… Т.к у нас пока новых технологий нет, а делать что-то нужно - вот вам, пожалуйста, и обращение подоспело...
Я вовсе не защищаю Booking.com, более того, на рынке среди отельеров я уже лет десять проповедую сбалансированную политику продаж, ценообразования и управления каналами, которая долю OTA будет держать в пределах 15-20%, не больше. Но ведь в упомянутом обращении в Минкультуры предлагалось ограничить использование Booking.com на территории именно нашей страны именно для россиян в отношении именно российских отелей! Это означает, что пользователи Booking.com в России - мы с вами! - не смогли бы частично или полностью пользоваться этим сервисом для бронирования российских отелей - наших отелей!, и, как следствие, российские отели (наши отели!) не получали бы российских туристов и постояльцев через этот канал. Недоумение в моем посте относилось именно к попытке ввести несправедливые, необоснованные и дискриминационные ограничения для российских клиентов. И это недоумение было высказано в адрес собирательного образа российского туроператора, который либо предлагает такую инициативу, либо попросту активно молчит, наблюдая в сторонке, как рынок будут откатывать назад. А ещё нужно понять, что благодаря именно таким сервисам, как Booking.com начал активно развиваться малый бизнес средств размещения, например, хостелы, которые получили ранее отсутствовавший мощный канал продаж.
И не нужно говорить, что «мы не конкурируем…» и вот это все. Впрямую (по технологиям и модели), конечно, не конкурируете, а косвенно… Мне лично все бенефициары запрета понятны. И не смешите нас всех - рынок же один. Пока визы в Россию нужно получать, у вас всегда будет иностранный клиент, а вот внутренний начал ускользать в последние годы активно, в том числе из-за технологий OTA. И если вдруг уйдет крупный игрок, на его поляну слетятся и ваша агентская сеть, и ваши сделанную под копирку псевдо-сервисы, к вам снова вернутся «блудные сыновья» - мелкие корпоративные клиенты, которых в последнее время частенько получалось удерживать исключительно за счет кредитования оных, а у отелей появится от вас большая зависимость и вы придете к нам с новыми условиями. Вы же так хотите туда, снова в 90-е, правда?
Друзья, рынок изменился и ушел вперед. И нам вместе нужно его развивать - мы все делаем вклад в его развитие - каждый свой. Но только, я убежден, на этом пути не стоит идти напролом по трупам, в том числе и иностранных компаний - они такого отношения не заслужили. Давайте лучше вместо этого создавать новые технологии, новые инструменты и продукты, которые будут развивать рынок, делать наши отели лучше и приводить иностранных партнеров в восторг или, наоборот, в страх быть вытесненными с рынка, благодаря честной открытой конкурентной борьбе и нами же создаваемым новым технологиям, а не насильственно навязанным запретам.
Последнее... На контрасте 90-х и наших дней… Коммуникации тоже изменились, кстати… Не знаю, будут ли еще партизанские рассылки с попыткой меня запретить или придумать мне новое определение, но почему бы представителю компании не ответить прямо здесь в Facebook - там, где первоначальный пост был размещен? И прочтения здесь будет больше, чем в рассылке. Руководство компании тэгнуть в посте невозможно, потому что их типа нет в сети, но я знаю, вы это читаете и вам это принесут на стол ваши бдительные сотрудники.
Предлагаю обсудить эту тему в более конструктивном русле открыто, для чего готов пригласить Вас, г-н Исакович Л.Г. и Вас, г-н Войтович С. - мы с Вами знакомы лично - или Вашего представителя на площадку лагеря отельеров Hotel Business Camp в любой день с 29 июля по 01 августа в г. Суздаль (http://hotel-camp.biz). Я думаю, это будет достаточно интересным обсуждением в присутствии 500 отельеров и других представителей индустрии, где все узнают Вашу настоящую позицию и смогут задать вопросы. Ваши сотрудники могут связаться со мной в любой момент любым удобным способом - у них есть все мои координаты. С уважением к Вам, Алексей Волов.
Источник!
И мое дополнение!
Мне не хотелось бы, чтобы читатели моего блога восприняли эту публикацию, как участие в выяснении отношений между преджставителями гостиничной и туроператорской сфер. Я бы хотел, чтобы эта ситуация стала уроков для всех нас. А уроков отсюда нужно вынести много!