Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

Еще никогда в мире не было настолько хорошо, как сейчас!

14:10, 03.06.2018  sochi

Настольная книга просветителя, или Искусство видеть хорошее даже там, где все плохо
Стивен Пинкер предлагает вернуться к светлым идеям Просвещения. Их критику и общее уныние он разбивает в прах своими рациональными доводами.

Далее - краткий пересказ книги Стивена Пинкера «Просвещение сегодня» (Enlightenment Now: The Case for Reason, Science, Humanism, and Progress. Viking, 2018), которую Билл Гейтс назвал «своей любимой книгой за все время».



Контекст

Стивен Пинкер – профессор психологического факультета Гарвардского университета, изучающий психолингвистику и визуальное мышление. Впрочем, за пределами академических кругов уже почти четверть века он известен как активный популяризатор науки, достаточно авторитетный для того, чтобы выступать на Всемирном экономическом форуме в Давосе и при этом, достаточно уверенный в своей репутации, чтобы позволить себе критиковать на нем негативные стороны политкорректности. Пинкер – личный друг Билла Гейтса. Впрочем, можно предположить, что его взгляды должны благосклонно восприниматься многими из числа «сильных мира сего».

От популяризации тех сторон научных знаний, которые являются предметом его изучения (среди этих работ наиболее известны и переведены на русский язык, в частности, «Язык как инстинкт» и «Как работает мозг») Пинкер давно перешел к генерализациям. Он не рассказывает о науке, а использует последние научные данные и интерпретацию статистических материалов, чтобы аргументировать определенный взгляд на мир.

Взгляд этот достаточно тверд: Еще никогда в мире не было настолько хорошо, как сейчас!

И в этом заслуга науки, правильных политических принципов и разумно устроенной рыночной экономики (можно предполагать, что у регулярных участников Давосского форума эти взгляды могут вызвать вполне живой отклик).

Книга «Просвещение сегодня» (Enlightment Now) – это фундаментальное изложение взглядов Пинкера. Если говорить кратко, она посвящена защите идей Просвещения. К этим идеям Пинкер относит убеждение в рациональной познаваемости мира, благе прогресса, а также принципы гуманизма, то есть провозглашение свободы и достоинства человека, его права на стремление к счастью как высшей и непреходящей ценности.

Разумеется, перечисление комплекса идей, возникших в Западном мире в XVIII веке – не заслуга Пинкера, справку об этом можно найти в любом учебнике философии. Главный тезис, который он хочет отстоять: недооценка идей Просвещения и достижений прогресса в современном мире привела к серьезным бедам и неприятностям. Главная из них, разумеется, избрание Дональда Трампа президентом США – цитаты из его инаугурационной речи ученый приводит в предисловии к книге как очевидный симптом бедствия.

Кто не любит Просвещение

Книга разбита на три неравномерные части, которые в каком-то смысле предназначены для разных типов читателей (хотя и подчинены единому замыслу). В первых трех главах можно найти популярное объяснение, что такое идеи Просвещения. Пинкер объясняет, как признание необходимости искать разумные и доказательные объяснения наблюдаемых явлений, а также утверждение высшей ценностью прав индивидуума (а не племени, расы или нации) заложили основы современного мира.

Одну из глав Пинкер посвящает тем фундаментальным идеям, которые не были известны просветителям, но которые, по мнению гарвардского ученого дополняют недостающие детали в стройной научной картине мира. В частности речь идет об открытии понятия энтропии, теории эволюции и осознании феномена информации как отдельного свойства материи, отделяющего упорядоченные системы от хаотических (и определяющей, среди прочего, возможности изменения мира с помощью идей).

Наконец, еще одна глава посвящена тем идеям, которые противостояли и противостоят идеям Просвещения. К ним Пинкер относит, прежде всего, романтизм, отвергающий разум и призывающий доверяться интуиции и чувствам, разные формы коллективных идеологий, отвергающих ценность индивидуума, а также распространенные представления об упадке современной цивилизации.

Все это, по мнению Пинкера, сбивало и сбивает мир с правильного пути, принесло ему самые разные беды – такие, как установление тоталитарных режимов, либо просто вносили в общественные настроения ненужную сумятицу и замешательство. По сути, он обвиняет в отказе от ясных принципов Просвещения снобистских интеллектуалов, увлеченных абстрактными построениями и отвергающими достижения и ценность науки лишь потому, что они не способны оценить значение совершенных открытий (хотя Пинкер выражает идею чуть более развернуто и делает разные оговорки, но его представления сводятся к этой нехитрой мысли).

Прогресс велик

Следующий раздел книги – наиболее обширный, он посвящен апологии прогресса и доказательству, что современный мир – вовсе не такое плохое место, как это иногда кажется. На протяжении 20 глав Пинкер рассматривает разные аспекты положения современного мира. И пытается объяснить, сколь поразительны успехи последних десятилетий.

Первая глава этого раздела – горькие сокрушения автора по поводу неспособности современников ценить прогресс, видеть его очевидные достижения и при этом думать, что мир развивается в неправильном направлении. Пинкер отдельно разбирает это явление, которое называет «прогрессофобией», и, разумеется, находит ему объяснение. С точки зрения Пинкера в этом виновата сумма субъективных факторов – например, фокусировка средств массовой информации на негативных новостях, свойство человеческой памяти запоминать, главным образом приятные моменты в прошлом, и – опять же – традиционно скептическое отношение интеллектуалов-гуманитариев к точным наукам (гуманитарии-интеллектуалы – тот противник, в битву с которым Пинкер вступает на протяжении всей книги, можно лишь догадываться о причинах этой одержимости; возможно, он имеет в виду своего главного публичного оппонента – Нассима Талеба, о дискуссии с которым можно прочитать, например, здесь).

Впрочем, досужие жалобы на телевизор, который показывает не то, что нужно, позабывших все стариков и «умников» в очках, снабжены большой доказательной базой и ссылками на исследования – так что если кто-то захочет выдвинуть тот же тезис в полемике в социальных сетях, то может найти в книге нужные ссылки. Дальнейшие главы этого раздела книги будет полезно почитать тем, кто ищет доказательств того, что мы – как сообщество людей планеты Земля – по-прежнему не сбились с курса и нам есть, за что благодарить судьбу и просветителей.

Каждая глава рассматривает один из аспектов, по которым мы можем судить о том, насколько хорош тот мир, в котором мы сейчас живем и как мы пришли к его нынешнему состоянию.

Например, в главе о здоровье Пинкер укоряет в неблагодарности тех, кто не признает грандиозных успехов медицины, объясняет, что привычный нам мир без постоянных вспышек эпидемий в большинстве регионов планеты – реальность, которой меньше 100 лет. В ближайшие десятилетия можно ожидать полного исчезновения некоторых опасных заболеваний – например, полиомиелита, уже сейчас многие тропические заболевания – например ришта (дракунулез), когда-то поражавшие миллионы, сократились до единичных случаев в самых неблагополучных странах.

Вообще одна из главных мыслей, которую постоянно постулирует автор – прогресс и технологическое развитие приносит благо всему населению Земли.

В самых разных главах он оперирует данными статистики, согласно которым любые достижения, возможные благодаря научному и технологическому прогрессу сначала позволяют вырваться вперед наиболее развитым странам, однако спустя какое-то время новые технологии, лекарства и методы распространяются на другие регионы мира, приводя к постепенному выравниванию ситуации. Это касается и общего повышения уровня жизни. Так, в главе, посвященной неравенству, Пинкер показывает, что глобализация привела к росту доходов в большинстве сегментов современного общества, что население мира в целом значительно улучшило свой уровень жизни, а обсуждаемый всеми «рост неравенства» – локальный феномен, связанный с исчезновением в западном мире части рабочих мест, перенесенных в другие страны.

Отдельная глава книги посвящена проблеме продовольствия.

Пинкер, в частности, показывает, как «зеленая революция» искоренила голод почти во всех регионах мира (при том, что еще 100 лет назад регулярный голод в некоторых странах казался чем-то естественным). Так, согласно приводимым Пинкером данным, человечество, возможно, достигло пика в расширении площади сельскохозяйственных земель – несмотря на рост населения, современные технологии позволяют выращивать все необходимое на уже освоенных площадях и больше забирать у дикой природы просто не нужно.

В главе, посвященной состоянию окружающей среды в современном мире, он приводит разнообразные данные о том, что сама забота о дикой природе – плод цивилизационного прогресса, а концепция «дикости» и «нетронутости», во-многом, искусственная. В частности, многие национальные парки в США, Африке и других регионах мира создавались искусственно и предусматривали полное выселение местных жителей с определенной территории, после чего она становилась «дикой». Так, в частности, были созданы Серенгети и Йеллоустоун.

Отдельная глава рассматривает вопросы качества жизни в современном мире. Здесь Пинкер приводит данные о том, что окружающие нас электронные приборы вовсе не «отъедают» нашу жизнь. Показывает, например, что доступность электронных гаджетов и интернета более всего повлияла на качество жизни наиболее уязвимых категорий населения в беднейших регионах мира – теперь они получили доступ к информации и принципиально новые возможности для принятия экономических решений. Прямая же возможность бесплатно или почти бесплатно связаться с родными и близкими за тысячи километров от вас и увидеть их лица на экране смартфона – роскошь, которая намного перевешивает предположительное рассеивание внимания от постоянно досаждающих нам гаджетов.

Кроме того, Пинкер предлагает задуматься о том, что теперь кажется чем-то почти бесплатным и само собой разумеющимся. В частности, еще в начале XIX века среднему англичанину следовало трудиться около 6 часов для того, чтобы обеспечить себе час ночного света от сальной свечи. В книге можно найти самые разнообразные подтвержденные исследованиями аргументы о том, какие блага принес или несет научный прогресс в самых разных сферах жизни, приведенный для каждого аргумента список литературы может более, чем удовлетворить тех, кто захочет убедиться в том, что все в мире далеко не так плохо, как кажется.

Злоба дня

Впрочем, Пинкер все же не считает, что виноваты лишь предвзятые СМИ. В последних трех главах он подробно разбирает всю относительность «научного взгляда на мир» в современном обществе – в частности описывает феномен поддержки тех или иных убеждений не из-за уверенности в их обоснованности, а из-за лояльности к группе, к которой относит себя приверженец этих взглядов (скажем, либеральный американец будет поддерживать запрет на продажу оружия не потому что полностью уверен в социологических аргументах в пользу запрета, а потому что такие взгляды уже давно часть идентичности либералов).

Пинкер приводит примеры, как носители подобных «пакетных» взглядов из самых разных лагерей проявляют необъяснимую «тупость», когда следует проанализировать данные, свидетельстсвующие не в пользу их убеждений, и объясняет, что так устроено человеческое сознание.

Он с большой досадой пишет о тех последних тенденциях в американских университетах – тех самых, которые обычно большим злорадством перепечатываются отечественными критиками политкорректности. С его точки зрения ситуации, когда студенты требуют создать «безопасные пространства», не допускающие критики определенных взглядов, или устраивают обструкцию преподавателям за высказывание идей, не вписывающихся в политкорректную повестку, – это отказ от честных принципов Просвещения, предполагающих применение доводов разума и честную дискуссию. В этом он, как правило, винит околоакадемические круги, а также – в очередной раз – тех, кто отрицает точные науки, предпочитая высокопарно рассуждать о «свободных искусствах» (и редко являясь в полном смысле учеными в гуманитарной сфере).

Идеи Просвещения после чтения книг Пинкера могут показаться источником, забившим в нужное время, чтобы облагодетельствовать человечество, и водами которого мы до сих пор удовлетворяем наши нужды, несмотря на то, что к ним постоянно примешивается что-то наносное. Обычно именно такие концепции – о необходимости вернуться к забытым ценностям прошлой эпохи, освободить их от ненужных наслоений, отвергнуть то, что мешает проявиться им во всем блеске и есть свидетельство глубокого мировоззренческого кризиса. Впрочем, возможно, книга убедит многих в том, что все не так уж плохо.

Станислав Кувалдин

Не нравится
Нравится
источник: https://zm-sochi.livejournal.com/1099067.html     рейтинг: 0  

Городской Блог